Богомыслие

крест   logo-textlogo-text  logo-text

Богомыслие

Только злоба еретиков
вынуждает нас говорить о том,
о чем лучше бы молчать.
св. Иларий Пиктавийский

Православие не претендует на рациональное объяснение Бога, и никогда не претендовало, поскольку Истина не доказуется, а показуется. На это последнее и ориентирована наша религия, в этом и состоит суть ее гносеологии.
Если даже самым поверхностным образом взглянуть на историю Церкви, бросается в глаза, что вся она является историей борьбы с ересями. Изначала своего возникновения христианство встало в резкую оппозицию со всеми существующими мировоззрениями и подверглось со стороны естественного окружения огромному философско - религиозному давлению, имеющему целью "исправить" христианство, уложить в прокрустово ложе наличного языческого сознания, рационализировать молодую религию, убрав из нее "неудобные" элементы, не умещающиеся в привычную систему координат, - то есть выхолостить основные богооткровенные христианские истины. И естественным образом возникла задача отстоять свою веру, а для этого пришлось говорить о несказуемом, говорить о Боге. Так возникло богословие. Его задача - оградить и защитить учение о спасении. И чем более многоразличных приемов атаки было предпринято на христианские истины, тем отточеннее и несокрушимее становились их формулировки. Не покушаясь на объяснение Бога по существу, богословие установило границы, при переходе которых размышления о Боге становятся неверными, а так же определило правильное направление богомыслия. В современных нам условиях действительно трудно переоценить крайне острую необходимость понимания, как допустимо мыслить о Боге, Его свойствах, действиях, замыслах, отношении к миру и человеку; какие границы нельзя переступить, чтобы не впасть в заблуждение.

Выход за эти границы означает отпадение от православия. Право-Славия. Впрочем, запретить отпасть никто не может: нынче у нас плюрализьм и свобода от совести. Но будьте по крайней мере честными, называйте тогда себя как-нибудь по-другому.
Никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей учениками. Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир Апостолов? - Прежде всего учить все народы: шедше, научите вся языки... Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, - не для тебя посланы Апостолы, - ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет.
свт. Филарет Московский. Слова и речи. Т. 4. 1882. С.151-152.

Что такое голос Церкви и где его услышать?

Человек, вступающий в церковную жизнь, находится в довольно опасном положении, которое по сути является для него одним из первых серьезных искушений. Для новоначального, если он добросовестно идет по пути воцерковления, любое мнение приходской бабушки, назначившей себя дежурной по третьему подсвечнику слева, будет глаголом Божиим. А если уж какой-то тезис высказало духовное лицо, а то и профессор богословия, благоговейная дрожь в коленках не даст возможность усомниться ни в чём, какая бы откровенная чепуха иногда ни прозвучала. К сожалению, описываемое состояние свойственно и достаточно опытным, но простодушным и не ожидающим подвохов верующим.

Ереси

Преподобный Иоанн Дамаскин: о ста ересях вкратце; откуда они начались и от чего произошли.

Всех ересей матерей и первообразов четыре, именно: (1)варварство, (2) скифство, (3) эллинство, (4) иудейство. От них произошли все остальные ереси.

Можно ли отвечать злом на зло?

О противлении злу насилием.

Что такое Хула на Святого Духа?

всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему;
если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
Матф.12:31-32

Что такое "хула"? Какое-то особенно сильное ругательство или оскорбление? И что означают слова "хула не простится"? Что если мы произнесли какое-то ругательство против Кого-то определенного, то за это нас постигнет ужасное наказание, за которое прощения нет и никогда не будет?

Что сделал Христос? Суть жертвы Христовой.

Христианство утверждает, что Христос и Его дело спасения уникальны в человеческой истории на всем ее протяжении как в прошлом, так и будущем; что ни до Него, ни после Него не было (и уже не будет) ничего подобного совершённому Сыном Божиим. Но так ли это? Вспомним: и до Христа и после Него приходили различные учителя, иногда становившиеся основателями мировых религий, и проповедовали в общем-то достаточно схожие между собой с морально - этической точки зрения вещи. Моисей, Будда, а после Христа и Магомед (Мухаммед), все они учили, что грабить и убивать, завидовать и отнимать, предавать и блудить, обманывать и воровать - это плохо. Напротив, накормить ближнего и помочь ему, быть милосердным и не гневаться, выручать и защищать, прощать и любить - это хорошо. Разные проповедники, будучи сынами своего народа и своей конкретной этнической культуры, в разное время, с разной степенью силы и ясности, расставляя акценты согласно своему мировоззрению, но говорили, в общем, об одном и том же.

Соотносительная ценность Ветхого и Нового Завета.

Еще несколько лет назад соавторам этой статьи не могло в самом кошмарном сне привидеться, что вынесенная в заголовок тема когда-либо приобретет актуальность. И среди кого? Среди христиан! Соотносительная ценность Заветов имеется ввиду не какая-нибудь, а сотериологическая, ибо Господь наш пришел в тварный мир не на экскурсию, а с чётко определенной, и притом одной-единственной целью: нас ради человек и нашего ради спасения. Трудно представить себе то легкомыслие, из которого можно отрицать превосходящую сотериологическую ценность Нового Завета - иначе если это не так, то пришествие Спасителя не было бы нужным, да и Спасителем Господь тогда бы не звался. А насколько превосходящую?! Впрочем, по порядку...

Таинства.

И откуда только на нашу голову взялось учение о семи Таинствах? Восточная православная церковь никогда не знала их подсчета. Таинства по отдельности назывались, но никому и в голову не приходило определять (опредeлить, т.е. ставить предел), сколько их всего существует. Впервые количество Таинств было "подсчитано" в католической церкви в XII веке, т.е. после отпадения Рима от православия. Слово "подсчитано" взято в кавычки потому, что никакого подсчета как оценки реальности и выявления её объективных характеристик, не проводилось. Просто количество Таинств было определено как семь, и всё тут. Почему семь, на каком основании...? Ответа на этот вопрос нет. Скорее всего, дело заключается в человеческой психологии и суевериях: под влиянием магии чисел, число семь было назначено волевым усилием. А что? Красивое число, значительное такое...

Что такое мытарства?

Учение о мытарствах не входит в состав догматического учения Церкви. Что это означает? Что это учение можно принимать, а можно не принимать? Что можно в мытарства не верить, а верить в католическое чистилище? Отнюдь. Учение о мытарствах - это учение святых отцов, столпов Церкви, открытое им Св. Духом, и подтвержденное фактами.

От смерти до воскресения.

В Церкви нас учат, что Богочеловек разрушил ад, и одновременно предостерегают, как бы мы из-за своих грехов в ад же и не попали. Где логика? Утверждают, что все люди до принесения Христом Своей искупительной жертвы, и святые и грешники, сходили в шеол. Теперь, - говорят нам, - когда Христос воскрес, все будет по-другому. А с чего бы это? Почему мы должны радоваться воскресению Богочеловека до такой степени, что даже праздновать это событие? Поймите меня правильно, я рад за Христа, но мне-то все равно помирать. Со времен Понтия Пилата еще никто кажется, кроме легендарного Агасфера, не избежал смерти (да и тот по такой причине, что лучше было бы умереть).

Исследование Евхаристии. Дерзость не по разуму.

Один батюшка был людоедом. Приходит к нему человек на исповедь, а домой уже не возвращается. Приходит молодая пара венчаться и исчезает навеки. Приносят младенца покрестить – пропадает и младенец, и крестные родители. А просто батюшка их всех съедал. Только в посты все было благополучно, люди у него исповедовались, крестились, соборовались без всяких исчезновений. Благочинный, конечно, знал про эту батюшкину особенность, но всегда говорил, что заменить ему батюшку некем, зато как строго человек держит пост.

Правила Святых апостолов, Святых Соборов Вселенских и поместных и Святых отцов.

Вся жизнь Церкви регламентировалась и регулировалась особыми правилами и канонами. Эти правила принимались Церковью на особых собраниях - Соборах. Целью этих правил было предостеречь членов Церкви от возможных ошибок, а ошибающихся исправить и направить на покаяние.

Православное учение о рае и аде.

Жил-был неверующий человек. Больше всего в жизни он боялся смерти.
А когда смерть пришла, узнал, что жизни, оказывается, нет конца.
И стал вечно жалеть об этом…

Притча от монаха Варнавы (Санина)

Православное учение о рае и аде. Подробности для "физиков".

В статье не излагается последнее и окончательное слово православной космологии, а делается попытка изъяснить учение Церкви на языке, привычном современному рационально мыслящему человеку. Пункты, отмеченные значком "" являются частным мнением автора.

Почему воскрес Христос?

Обычно мы не задумываемся, почему воскрес Христос – Он Бог и Ему все возможно. Решил воскреснуть, вот и воскрес. Решил взойти на Крест и пострадать – взошел и пострадал. Решил человеком стать – стал Человеком. Привычка свыше нам дана, замена знанию она. «Вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети». А смысл в чем? И мы благочестиво не обращаем внимание на невнятность существующих объяснений: то ли Христос воскрес Сам Собой по причине сущей в Нем жизни, то ли Его воскресил Отец (…а почему тогда не Святой Дух?). Эта невнятность раздражающе маячит на краю сознания, однако в целом привычно игнорируется, хотя естественное стремление к познанию мира понуждает искать богоданные смыслы.

О двух путях спасения.

Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что уже в его время, а это четвертое столетие, совершилось, как он говорил, великое бедствие, которое определило, может быть навсегда, судьбу христианской церкви, по крайней мере нанесло христианству, по-видимому, непоправимый ущерб. Бедствие это заключалось в том, что в христианском сознании произошло странное, неестественное разделение монашества и мирян.

Социальное служение монашества.

В наше время все чаще и чаще можно услышать от некоторых членов церкви примерно следующее мнение: "Монахи - это эгоисты. Страна в разрухе, а они собой занимаются..." или "во мне больше вызывает симпатию социальная сторона монашеского служения..."
Как ни смешно и печально, эти слова исходят зачастую не от кого-нибудь, а от людей вроде бы образованных, прошедших высшую школу не в одном ВУЗ-е страны, и подчас окончивших духовные учебные заведения. Говорящие так причисляющих себя к научной интеллигенции (иногда с важностию именуют себя "эволюцианистами"), не зная и не понимая, что занимаемой позицией обличают свое незнание святоотеческого наследия, которым и определено самое православие как таковое.

Что такое совесть?

На всем земном шаре, из всех существ, населяющих его, один только человек имеет понятие о нравственности. Всякий знает, что действия человека бывают или хороши - или дурны, или добры - или злы, нравственно-положительны, или нравственно-отрицательны (безнравственны). И этими понятиями о нравственности человек неизмеримо отличается от всех животных. Животные поступают так, как свойственно поступать им по природе, или же так, как они приучены, например, дрессировкой...

Толерантность и терпимость.

В современном мире все понятия спутаны до неузнаваемости.

Православный подход к эсхатологии.

Многочисленные западные фильмы убеждают нас, что апокалипсиса надо бояться, в то время как прямой перевод этого слова с греческого языка означает откровение (не путать с пророчеством, которое всегда условно и может не сбыться). Книга апокалипсиса - это откровение Иисуса Христа, полученное Им от Бога и показанное своему любимому ученику Иоанну Богослову, который все записал и оформил текст в виде окружного (циркулярного) послания церквам того времени. Не надо бояться откровения Иисуса Христа. Последние судьбы мира - это не его конец, это окончание истории человечества в том виде, в котором она существует сейчас (процесс разделения свободных личностей по их отношению к добру и злу: не мир Я пришел принести вам, но меч), и переход к истории новой, радостной и творческой. А конец истории - это хорошо или плохо?

Память дня

Календарь