Заблуждения

крест   logo-textlogo-text  logo-text

Эволюционизм или креационизм?

«Эволюция человека как биологического вида кончилась... Началась эволюция духовная. Она идет мучительно и трудно, как и всякая эволюция. И святые, великие герои духа, являясь теми опять-таки духовными мутантами, составляют духовный авангард человечества»
Мень Александр, прот. Пьер Тейяр де Шарден: христианин и ученый // П.Тейяр де Шарден. Божественная среда (предисловие). М., 1992, с. 235

Сравнение теорий.

Для непосвящённого в полемику между креационистами и эволюционистами одинаково убедительными кажутся аргументы обеих сторон.

Креационная модель не может претендовать на звание научной теории, но и наукообразная эволюция не более научна, если разобраться в том, каким требованиям должно отвечать научное знание.

Перечислим его свойства:

  1. универсальность;
  2. согласованность и непротиворечивость;
  3. простота;
  4. имеет хороший объяснительный потенциал;
  5. может предсказывать неисследованные явления.

Рассмотрим обе теории по этим пунктам:

№ пункта
Эволюция
Творение
1
Здесь всё в порядке у всех.
2
Теория Дарвина сама по себе логична и стройна. Однако современные теории могут быть весьма противоречивы. В том, что весь мир создан за шесть дней, нет внутреннего противоречия. Например, то, что растения были созданы за день до Солнца, вполне реально, так как нормальное растение сутки может прожить без света.
3
Сама теория не сложна. Да вот понять, как такая уникальная и очень сложно устроенная структура, как клетка, возникла случайным образом, практически невозможно. Теория «смешно» проста, в чём её и упекают: «мол, Бог всё сотворил, и всё». Но по данному критерию она не может обвиняться в ненаучности.
4
Здесь возникают сложности, но кое-как происхождение видов (хотя не без «грешков») всё-таки объяснено. Однако появляются большие трудности при ответе на вопрос, как жили переходные формы. В большинстве случаев они просто не жизнеспособны. Несомненно, эта теория может с лёгкостью объяснить всё многообразие видов.
5
Дарвин предсказал наличие большого числа переходных форм среди ископаемых останков. «Шестоднев» предсказывает полное отсутствие переходных форм.

После сравнения видно, что креационная модель ничем не уступает эволюционной. Мало того, а что касается пятого пункта, то летопись окаменелостей говорит о том, что и предсказывали креационисты.

Теперь остановимся на наиболее существенных принципах научности:

  1. принцип верификации (проверяемость);
  2. принцип фальсификации (принципиальная возможность опровержения).

Понятно, что ни сам акт Творения, ни превращение неорганических молекул в человека наблюдать невозможно; опровергнуть существование Творца в принципе нереально так же, как и опровергнуть существование Слепого Случая. И по этим важным критериям материалистическая теория не более научна. Кроме того, ни одна из данных концепций не является научной. Таким образом, не существует научной модели происхождения жизни. Для тех, кто не считает науку всесильной, это не является открытием, так как у науки и веры различны по своей сути сферы «деятельности».

Верую в то, что нет Бога Творца Промыслителя,
а есть вечная и слепая эволюция;
что вселенная сама по себе выпрыгнула из ничего
и сама себя стала развивать, несмотря на увеличивающийся хаос.
Верую, что в результате случайно из хаоса возник космос,
из смерти - жизнь, из безумия - разум.
Твердо убежден, что если какие-либо факты или законы природы
противоречат эволюции, то они должны быть отброшены.
Также я твердо знаю, что самая великая сила эволюции
это госпожа Смерть, которая творит миры,
и которой я (эволюционист) принадлежу без остатка
и ради нее готов уничтожить всех ее противников.
Я не верю в существование нравственности
и хочу жить так, как мне хочется,
ибо я умру и стану опять мертвой материей,
из которой смерть и эволюция меня же и воззвали. Аминь.

Православное отношение.

Всем известно, что в последнее десятилетие у нас предоставлена была возможность излагать свои взгляды на возникновение и развитие мира не только эволюционистам, но и креационистам. Целое поколение школьников, десять выпусков в институтах, академиях и университетах слушали лекции, где так или иначе излагались представления двух противоположных научных концепций. Этому поколению и следующему за ним и предстоит, судя по всему, серьезная научная и богословская работа по осмыслению проблем, поднятых в спорах между двумя научными течениями.
И эволюционная и креационная модели не голословны. Обе они используют в своих построениях объективные научные сведения. Однако, тот, кто интересовался проблемой всерьез и обращал внимание на развитие споров между представителями этих научных концепций, - видит плюсы и минусы и здесь и там.
Эволюционизм, скажем, испытал настоящее потрясение, когда вышли наружу все факты научных подлогов и фальсификаций, использованных для "подтверждения" гипотезы о том, что человек якобы "произошел от обезьяны". И в Библии, как мы знаем, ясно говорится, что человек - совсем особое, уникальное творение Божие. Его сотворил Сам Бог, причем по образу и по подобию Своему (Быт. 1,26-27; Быт. 2,7). Тем не менее, эволюционизм имеет серьезные научные факты, которые не позволяют ему просто так согласиться с креационизмом. В частности, справедливо указывает на наличие многих организмов в ископаемом растительном и животном материале, которые он рассматривает как переходные.
Креационизм же, хотя и указал аргументированно на многие принципиальнейшие научные ошибки и просчеты эволюционистов, приведя в свое подтверждение весомые научные факты, - имеет не менее принципиальные пробелы и недостатки. Укажем хотя бы на то, что креационисты не учитывают и не используют глубокие богооткровенные знания святых отцов Церкви о сотворении и истории мира, а потому некоторые их представления (в особенности о первозданном мире и мире до всемирного потопа) - весьма проблематичны, не выдерживают серьезной критики и, кроме того, не имеют необходимого научного подтверждения.

Почему мы как-то не задумываемся и не обращаем нашего внимания на то, что и теория эволюции и креационная теория - сугубо рационалистические научные модели, одна из которых принципиально не учитывает в своих построениях сведения Священного Писания и Священного Предания (эволюционизм), а другая, используя сведения Священного Писания, отказывается учитывать Священное Предание, уникальные знания святых отцов Церкви, просвещенных Самим Господом Богом, - противоречит им и идет вразрез с ними (креационизм) ?
Интересно еще и то, что обе эти научные концепции пришли к нам с Запада: одна в середине XIX, другая в конце XX столетия. Обе они разработаны западными учеными и несут в себе явную специфику либо рационалистического материализма, либо протестантизма (упомянутый отказ от Священного Предания, самонадеянное субъективное толкование Священного Писания и т.д.) и вобрали в себя все принципиальные недостатки рационалистической науки периода Нового времени, которые справедливо критикуются вот уже более четверти века.
Как хорошо, что эти гипотетичные научные учения в последнее десятилетие никому силой не навязывались и в спорах между ними стали видны их положительные и отрицательные стороны! Многие специалисты и ученые не торопятся принимать в наши дни какую-то одну из этих научных моделей. Наверное, из-за того, что невероятно устали от научного давления. Хочется же совсем другого: максимально приблизиться к Истине, используя самые разные сведения, заслуживающие серьезного внимания в вопросе о возникновении и развитии мира.

В период выявления принципиальных недостатков в имеющихся научных воззрениях остается применить только один мудрый испытанный способ: отложить все теоретические модели и заново посмотреть на имеющиеся в нашем распоряжении сведения. Перед нами - три богатейших пласта знаний о возникновении и развитии мира, о его растениях, животных и человеке, заслуживающих самого серьезного внимания:

  • Во-первых, сведения, данные людям Самим Господом Богом, они находятся в Священном Писании.
  • Во-вторых, совсем особые знания богоносных святых отцов Церкви, изъясняющие глубокий смысл прикровенных мест Священного Писания.
  • В-третьих, непосредственные научные факты, накопленные к нашему времени (зоологические, ботанические, палеонтологические, геологические и др.).

Эти три пласта знаний явно богаче, глубже и интереснее тех представлений, которые имеются в рассматриваемых гипотетичных научных моделях эволюционизма и креационизма. И содержат в себе очень много сокровенных и глубоких сведений, которые пока еще не были востребованы человечеством (смотри об этом, например, нашу книгу: С.В. Крапивин "Мир Божий: тайна творения и проблемы современной биологии".- М.: Сретенский монастырь, 2004 г.). Что мешает нам на нынешнем этапе познания одновременно начать углубляться во все эти сокровищницы знания, пытаясь воссоединить их богатство ?

Почему мы чуть было не застряли на странном и абсолютно неверном утверждении: "Или эволюционизм, или креационизм, третьего не дано" ?

В этом плане следовало бы привести следующее сравнение.
В нашем мире есть небеса, воды и земля.
Так и в мире познания. Есть земля (земные, научные методы познания). Горы и долины, степи и леса, овраги и поля...
На поле, конечно, можно положить рельсы и поставить бронепоезд.
Но уже никому не хочется лезть в старый, покрытый паутиной бронепоезд эволюционизма и пытаться смотреть на огромный, живой, шумящий мир через его щели. Не хочется залезать и в новый сверкающий свежими красками бронепоезд креационизма, стоящий под парами напротив старого бронепоезда, обматываться пулеметными лентами и обвешиваться тяжелыми гранатами. (Что сказать о попытках соединить два разных научных бронепоезда в один, уж и не знаем!)
Не хочется быть и "великим создателем" еще одной "великой теории", новым Бонапартом в науке, что так ценилось в период науки Нового времени, строить супербронепоезд и издавать из него только паф-паф и тыр-тыр-тыр. Хочется просто-напросто быть одним из тысяч людей, вольно живущих в полноценном мире познания: чтобы в нем можно было пойти и налево и направо, постоять и побежать, испить в ручье чистой водицы и полежать на полянке, глядя в облака.

Ведь кроме земли в мире познания есть:

  • воды - чистые родники, ручьи, речушки, озера и реки, моря и океаны (дивное незамутненное учение святых отцов Церкви).
  • небеса - ни с чем не сравнимая и неизмеримая высота премудрости Священного Писания.

Что мешает нам вольно жить в громадном мире познания ? Не стрелять, не размахивать гранатами и не смотреть друг на друга и на невообразимое богатство растительного и животного мира через пулеметные щели научных бронепоездов. Мирно ступать по "земле", плавать по "водам" и обращать взоры к "небесам"!
И глядя на нас, Бог наш - Троица Пресвятая, единосущная и нераздельная - и откроет нам неиссякаемые сокровищницы мудрости, и осветит нас всеми лучами познания, и согреет животворным дыханием любви!
Сколько проблем перед нами, которые даже и не затрагивались эволюционистами и креационистами! Какие горизонты открываются перед нами, если сойти с ненужных искусственных шпал и продолжить трудное, но увлекательное путешествие человечества в мире познания! Тысячелетиями люди шаг за шагом просто познавали мир, делая открытие за открытием. Построение же на выборочном числе фактов "глобальных теорий" и "великих гипотез" с громкими названиями, безрассудно уверяющих нас, что именно одна из них сможет нам абсолютно все объяснить, - право же, одна из грустных и печальных особенностей заходящей рационалистической науки периода Нового времени.
Благодарение Господу Богу, что за время споров между представителями эволюционной и креационной научных концепций в последнее десятилетие двадцатого века нам стали доступны и известны библейские, святоотеческие и новейшие научные сведения. Произошла настоящая вспашка наших представлений о мире, подготовлена плодороднейшая почва для серьезных размышлений и исследований. Остается приступить к дальнейшим работам в поте лица на ниве познания, чтобы пожать в свое время в избытке богатые и щедрые плоды.

Познание продолжается.

"Первый человек не достиг полного познания ее, не исследует ее также и последний; ибо мысли ее полнее моря, и намерения ее глубже великой бездны". Сир. 24,30 "Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах - кто исследовал ?" Прем. 9,16 "Желательно, чтобы кто-либо из православных христиан, изучив положительные науки, изучил потом основательно подвижничество Православной Церкви, и даровал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных гипотезах". Святитель Игнатий (Брянчанинов) "Творец ! покрытому мне тьмою Простри премудрости лучи И что угодно пред Тобою Всегда творити научи, И на Твою взирая тварь, Хвалить Тебя, бессмертный Царь." М.В. Ломоносов.

На дворе третье тысячелетие. Что мешает нам, используя только строгие научные данные (а не ту или иную их трактовку в свете разных гипотез и теорий), попытаться заново взглянуть на мир, в котором мы живем, с учетом неизмеримо глубоких сведений Божественного Писания и богодухновенного знания святых отцов Церкви ?
Именно заново, уйдя со старых развалин отживших свое "великих теорий" и не входя в недостроенные, но уже шатающиеся постройки "новых глобальных теорий", чтобы не вобрать в себя еще и их ошибки и заблуждения.
Истина - несомненно глубже, интереснее и богаче представлений любых научных "измов" (эволюционизма, креационизма и проч.). Мы, право, невероятно устали за последние два столетия от настоящего шквала самых разных теорий, гипотез и концепций, которые надо проверять и проверять. Хочется просто шаг за шагом открывать и познавать истину.
И в этом плане сейчас важнее всего было бы понять, что отнюдь не споры и бесплодное отстаивание каких-либо искусственных гипотетических построений нам нужны, а нечто иное: всерьез задуматься о том, какие вообще есть стороны в процессе познания, что еще могло бы нам помочь в дальнейшем познании тайн мира, в котором мы живем.

Понятно, что есть познающие, что есть познаваемое. Понятно, что человеку познающему в наше время необходимы достаточно сложные технические средства. Прошлое двадцатое столетие - век невероятного развития хитроумных тончайших научных приборов, их не перечесть.
Но в процессе познания есть еще одна абсолютно очевидная сторона (о чем мы с изумлением узнаем в наши дни из учения святых отцов Церкви, об этом в науке, как это ни парадоксально, пока не задумывались): состояние субъекта познания. Внутреннее состояние души и ума познающего человека, которое, конечно же, немаловажно.
Только сейчас мы начинаем понимать, что, как исследователь не может не обращать внимания на чистоту и рабочее состояние линз, электродов, микросхем и мониторов, - так человек познающий должен заботиться и о своем собственном духовном состоянии: состоянии чувств, воли и ума. Это просто необходимо для правильного познания. Если взять очень грубо - чтобы познающий человек не был в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Это любому понятно. А если брать тоньше и тоньше, то должны быть: воздержание, мирность духа, спокойствие совести, нравственная чистота, целомудрие. Есть и идеал: "Блажени чистые сердцем, яко тии Бога узрят." (Мф. 5,8).
Помимо всего этого познающему не может не требоваться Божия помощь. Молитвенное обращение к Богу и святым угодникам Божиим - залог особых успехов в познании и, наверное, единственная возможность избежать роковых заблуждений произвольного земного мудрования (что нам мешает просить Господа об этом ?), которые стали свойственны человеку после грехопадения.
Но и этого мало. Не новый ли период наступает в познании мира человечеством? Отошли яростные бесконечные споры и базаровские дуэли с их страстями (в которых "кипит наш разум возмущенный", кипит, бурлит, а это так мешает познанию !) - нужно совсем другое: трудный, крестный и внешне малозаметный православный подвиг духа, когда человек, имея страх Божий, молитву и нелицемерную любовь, через дела покаяния, милосердия и сострадания, в подвигах смиренномудрия и долготерпения может стяжать особую благодать Святаго Духа, просвещающую его.

Помните слова Серафима Саровского, великого угодника Божия, о цели христианской жизни? А святой старец Силуан говорил, что кто любит Бога - тот просвещен совершенной мудростью, ибо "кто любит Бога, тому дано знание от Него" (1 Кор. 8,3). Преподобный отче Серафиме, преподобный отче Силуане, все святые - молите Бога о нас! Пресвятая Богородице, помоги нам и спаси нас!

Если лягушка превращается
в человека быстро - это сказка,
а если медленно, то это уже наука.

Апология названия.

Сатана хочет всеми силами увести нас от правды. Одна из его идей, называемая сейчас теорией эволюции, загоняет во тьму множество людей, начиная с детсадовского возраста. Суть сатанинской идеи эволюции такова: материя с течением времени самоусложняется, структурируется, превращается сама по себе в материю живую, а последняя - в высшую свою форму, в материю разумную. Таким образом, мир не нуждается в Боге, Ему там просто незачем быть - все происходит само по себе. Согласно бритве Оккама, незачем привлекать новые сущности.

Если верно Творение...

Если верна эволюция...

Существует Создатель, Бог, Который есть Любовь.

Создателя нет, и все мы - боги сами себе.

Человек - это падшее существо, и он нуждается в Спасителе.

Человек - развивающееся существо и не нуждается в Спасителе. Спасать от чего? Мы развиваемся, умнеем, растем, становимся лучше.

Существуют правила: хорошо и плохо. Понятие греха ограждает нас от того вреда, который человек может нанести (и наносит) себе и вселенной.

Правил нет, живи, как тебе нравится. Можете придумать для себя любые правила как хорошие, так и плохие. Мораль - служанка потребности. Греха нет. Все дозволено.

Существует смысл жизни. Мы живем для чего-то или для кого-то.

В жизни смысла нет.

Человек повредил вселенную, возникло тление, вся тварь стенает и мучается, принес смерть в мир, и смерть - это ужасная вещь. Смерть - это проклятие!

Смерть принесла человека в мир, и смерть - это чудесная вещь! Один вид развивается, другой умирает - низшие умирают, лучшие преуспевают - лучшая раса выживает, все остальные должны быть уничтожены. На этом основана эволюция, на этом основана гитлеровская Германия. На этом основана публичная часть концепции "золотого миллиарда".

Есть жизнь после смерти. Жизнь на Земле - это всего лишь испытательный полигон для проверки достойных пройти в лучший мир, где мы будем жить вечно в идеальном мире, где нет зла.

Нет жизни после смерти. Эта жизнь - единственная и поэтому лучшая, надо жить сегодняшним днем, убивая и прелюбодействуя.

Вы можете знать будущее, знать, куда вы попадете. У вас есть будущее!

Вас закопают в могилу, и ваше тело превратится в растение или еще что-то. Вы будете мертвыми вечно.

Человек является причиной всего творения этого мира. Бог сделал это все для нас!

Человек является протоплазмой, которую выкинуло на берег. Люди захватили первенство в биосфере и загрязняют ее вплоть до уничтожения. Необходимо уничтожить человечество, так как мы являемся проблемой для планеты.

"за базар ответишь..."

Последний аргумент.

Доктор Кент Ховинд, креационист, предлагает $250 000 USD совершенно любому человеку за любое, хотя бы одно, научное доказательство теории эволюции. Эти деньги предлагаются с далекого 1990 года, в 1999 году сумма была многократно увеличена с $10 000 до $250 000 (в 25 раз). Так что, если вы считаете, что теория эволюции уже доказана, у вас есть возможность разбогатеть на немалую сумму.
Ховинд говорит: "Я установил вознаграждение в 250 тысяч долларов США каждому, кто представит хотя бы одно научное доказательство истинности эволюции. То, что до сих пор никто не воспользовался этим вознаграждением, наглядно показывает, что эволюционная гипотеза в сущности ничто иное, как религиозная вера. Как получить 250 тысяч долларов? Докажите, что эволюционный процесс является единственно возможным путем возникновения жизни во вселенной. Принимаются не гипотезы, а проверенные научные факты. Они будут внимательно рассмотрены комитетом, состоящим из опытных ученых, для того, чтобы объективно оценить представленные доказательства".

По мнению доктора Ховинда, было бы справедливым, чтобы кто-то, кто верит в эволюцию, как в неоспоримый факт, назначил подобным образом, вознаграждение в размере 250 тысяч долларов за любой эмпирический или исторический факт, опровергающий общую теорию эволюции. Среди таких фактов могли бы быть следующие:

  • Никогда не наблюдалось таких изменений ни у одного животного, которые привели бы к превращению его в принципиально иной вид животных.
  • Никто никогда не наблюдал самопроизвольного возникновения жизни из неживой материи.
  • Материя не может создать саму себя ни из чего.

Поскольку все, чем располагают эволюционисты для доказательства истинности своей теории, это предположения и гипотезы, то эволюционизм следовало бы назвать религиозной верой или убеждением и перестать преподавать его как научную дисциплину. Подводя итог, Кент Ховинд предлагает перестать верить в религию эволюционизма.

Подготовлено по материалам статьи С.Крапивина "Эволюционизм или креационизмЭволюционизм или креационизм" (Православие.Ru) и отзываотзыва Алёны Евстифеевой на статью Михаила Лобанова «Эволюционизм и креационизмЭволюционизм и креационизм». См. так же "Православный взгляд на эволюциюПравославный взгляд на эволюцию" иеромонаха Серафима (Роуза) и "Ересь эволюционизмаЕресь эволюционизма" свящ. Константина Буфеева.