Богомыслие

крест   logo-textlogo-text  logo-text

Православный подход к эсхатологии.

Многочисленные западные фильмы убеждают нас, что апокалипсиса надо бояться, в то время как прямой перевод этого слова с греческого языка означает откровение (не путать с пророчеством, которое всегда условно и может не сбыться). Книга апокалипсиса - это откровение Иисуса Христа, полученное Им от Бога и показанное своему любимому ученику Иоанну Богослову, который все записал и оформил текст в виде окружного (циркулярного) послания церквам того времени. Не надо бояться откровения Иисуса Христа. Последние судьбы мира - это не его конец, это окончание истории человечества в том виде, в котором она существует сейчас (процесс разделения свободных личностей по их отношению к добру и злу: не мир Я пришел принести вам, но меч), и переход к истории новой, радостной и творческой. А конец истории - это хорошо или плохо?

Вот у меня дома мои дети ждут, когда я вернусь с работы. Они могут скучать, ожидая с нетерпением родителей, стремясь пообщаться с ними, надеются получить какие-то подарки или другие знаки внимания, которые готовит им родительская любовь. Чтобы встреча прошла без сучка и задоринки, дети могут приготовить уроки, покушать, вымыть за собой посуду и даже в меру своих сил постараться прибраться в квартире (хотя бы мусор вынести).
А может быть и иное. В отсутствие родителей дети начали играть, об уроках забыли, на обед скушали только все то сладкое, которое смогли найти, да еще развели в коридоре небольшой костер (играючи). Понятно, что в этом случае ожидание возвращения с работы отца будет окрашено в иные, менее радостные тона.
Несмотря на примитивность примера, предложенная модель с практически достаточной степенью точности описывает наше отношение к апокалипсису. Мы забываем о приходе Христа, а только боимся наказаний за наши "шалости", и потому эсхатологически нас интересует скорее антихрист, а не Спаситель. Между тем антихрист - это один из признаков пришествия Господа Иисуса, и не более. Да и у власти быть антихристу лишь три с половиной года.

Еще православные побаиваются незаметно для себя принять антихриста вместо Христа и погибнуть. Если под антихристом понимать три шестерки в паспорте, упрятанные в непонятном штрих-коде, тогда такое конечно возможно. Но говоря серьезно, неужели если на меня наклеить непонятный мне значок, да еще против моей воли, это повлияет на мое отношение к Богу? Нет. А если в руку или в лоб вживить микросхему с данными идентификации личности, финансового и налогового учета? Тоже не повлияет - это ведь просто современная форма кандалов, один из механизмов социального рабства. Неужели раб не может быть христианином? Может, и история это показала со всей убедительностью.
Так что же, нет опасности? Есть, и великая. Вспомним, что дьявол - это обезьяна Бога. Человек - антихрист это вместо-Христос, который придет во имя свое и поставит себя на место Бога. Основное направление его деятельности будет построение Царства Божия здесь, на земле. Если мы не увлечемся этими идеями и не позабудем, что наш Царь не от мира сего, ничего опасного не случится, антихрист будет нами с легкостью и вовремя опознан, ибо он будет требовать себе божественных почестей. Кто потребовал - тот и антихрист. Правда же, ничего сложного? Спаситель, во всяком случае, считает именно так: "Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?" Лук.12:64-56.

Интерес к последним судьбам мира всегда был значителен. А что там в конце? А как это будет? А когда именно? А не антихрист ли сегодняшний правитель? К сожалению, мало кто отдает себе отчет, что практическое значение ответов на эти вопросы сравнительно невелико, если обратиться к своей личной судьбе. В самом деле, ну какая разница, когда там конец мира, если мой личный апокалипсис может наступить в любой момент? Я к нему готов? Вот лопнет у меня сегодня какой-нибудь сосудик в головном мозге - и предстану перед Всевышним. Что я Ему скажу, в каких одеждах пред Ним предстану?

Прекрасную по духовной насыщенности и краткости беседу на эсхатологическую тему провел А.И. Осипов в Перервенской семинарии:
Христос и антихрист. скачать 02:16:22 57.28 Мб mp3

Апокалипсис.ру Православное богословие благодатно, его основание – очищение от страстей и просвещение Святым Духом. Вместе с тем оно предполагает обширные познания в области христианского учения, какими обладали Святые Отцы. Поэтому всякий христианин, желающий правильно понимать Апокалипсис, должен ознакомится с толкованиями Святых Отцов, иметь глубокие (правильные) представления о христианстве в целом, пребывать в духовном подвиге.