Вся жизнь Церкви регламентировалась и регулировалась особыми правилами и канонами. Эти правила принимались Церковью на особых собраниях - Соборах. Целью этих правил было предостеречь членов Церкви от возможных ошибок, а ошибающихся исправить и направить на покаяние.
Вся жизнь Церкви регламентировалась и регулировалась особыми правилами и канонами. Эти правила принимались Церковью на особых собраниях - Соборах. Целью этих правил было предостеречь членов Церкви от возможных ошибок, а ошибающихся исправить и направить на покаяние. Решения Соборов (по гречески "оросы" - ограждения) установили такие границы христианской мысли и практики, выход за которые означает недопустимое искажение учения, преподанного жизнью Христа и апостолов. Первые оросы принадлежат самим апостолам и называются апостольскими правилами.
Всего насчитывается семь Вселенских Соборов, происшедших на протяжении первого тысячелетия христианства. В то время Церковь была едина по всему миру. С отпадением от христианства римской церкви Вселенские Соборы созываться перестали. Восточные отцы сочли невозможным Вселенский характер Соборов в условиях, когда значительная (по численности паствы) часть церкви отпала от православия. Римская церковь в силу догмата о папе во Вселенских Соборах нуждаться перестала. Кроме того, все необходимые для спасения христианские истины были уже утверждены прошедшими семью соборами.
На Вселенских Соборах присутствовали не просто митрополиты по должности и епископы по званию, но настоящие святые мужи, отцы церкви, своею жизнью исполнившие Евангелие, чудотворцы, целители и прозорливцы, поэтому решения этих Соборов принимались наитием Самого Бога - Святаго Духа. Помимо важнейших догматических вопросов, носящих вечный и неизменяемый характер, на Соборах решались вопросы текущей церковной жизни и ее злободневных нужд, определяемых конкретной в то время церковной, географической, национальной, экономической, политической и исторической обстановкой. Эти решения не носят догматического характера и не все могут быть использованы в современной жизни. В частности, учитывая резкое ускорение темпов нарастания апостасии и руководствуясь принципом икономии (церковного домостроительства), Церковь значительно смягчила ряд правил для мирян в отношении временного отлучения от Святого Причастия и Церкви; а для мирян и клира - в отношении назначаемого времени покаяния и постов. В соответствии с принципом догматической неизменности, отлучения, носящие постоянный характер, а так же анафемы - отменены быть не могут и обязательны для всех членов Церкви, будь то епсикопат, клир или миряне. Отпадение от догматов означает отпадение от Православной Церкви.
Помимо Вселенских Соборов созывались Соборы поместные, т.е. Соборы епископов какой-либо области. Такие Соборы созывались лишь митрополитами или епископами области через послание. Некоторые решения поместных Соборов впоследствии были восприняты всею православною церковью. Так же повсеместно были восприняты для руководства повседневной церковной жизнью отдельные решения и непогрешимые мнения некоторых святых отцов - столпов Церкви, получившие в дальнейшем наименование Правил святых отцов (напр., св.мученика Петра, Григория Чудотворца, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Кирилла Александрийского).
Восьмой "вселенский собор" по благочестивому преданию Церкви будет собором антихриста, то есть будет носить ложный характер, являться самочинным сборищем (Васил.1, Гангр.6, Апост.31, Ант.5, Карф.10,11) и не иметь никаких вероучительных или иных обязательных последствий для членов Церкви - "Жены, убежавшей в пустыню" (Откр.12:6, 12:14).
![]() |
См. Что такое голос Церкви и где его услышать? >> |
![]() |
Первый Вселенский Собор, состоявший из 318 отцов, в Никее собравшихся при Константине царе на нечестивого Ария, открыл и уяснил единосущие в трех Ипостасях Богоначального естества, научил верных покланяться единым поклонением Отцу, Сыну и Святому Духу, и испроверг лжеучение о неравных степенях Божества. Кроме веры, определенной от сятых отцов, собравшихся Духом Святым в Никее, иной никому не предлагать.
Второй Вселенский Собор, состоявший из 150 отцов, в Константинополе собравшихся при императоре Феодосии Великом, дополнил Никейское исповедание веры изречениями о Святом Духе, отринул Македония, дерзнувшего почитать Владыку рабом и хотевшего рассечь несекомую Единицу, и осудил Аполинария, нечестиво учившего, будто бы Господь принял тело без души и ума.
Третий Вселенский Собор, состоявший из 200 отцов, собравшихся в Ефесе при императоре Феодосии, сыне Аркадия, утвердил, что один и тот же Христос есть Сын Божий и воплотившийся, родившая же Его Приснодева есть собственно и истинно Богородица, а безумное разделение Нестория, который учил, что Христос есть отдельно человек и отдельно Бог, отверг.
Четвертый Вселенский Собор, состоявший из 630 отцов, собравшихся в Халкидоне при императоре Маркиане, что один и тот же Христос Сын Божий имеет два естества, а суемудрого Евтихия, учившего, что великое таинство спасения совершалось призраком, извергнул из Церкви, а вместе с ним Нестория, утверждавшего разделение естеств, и Диоскора, признававшего смешение сих естеств.
Пятый Вселенский Собор, состоявший из 165 отцов, собравшихся в Константинополе при императоре Иустиниане, отринул Федора Мопсуетского, Несториева учителя, Оригена, Дидима, Евагрия, возобновивших еллинские басни о прехождении и превращении некоторых тел и душ и восстававших против воскресения мертвых, также писанное Феодоритом против правой веры, и так называемое письмо Ивы против двенадцати глав блаженного Кирилла.
Шестой Вселенский Собор, собравшийся в Константинополе при императоре Константине, изъяснил, что должно исповедовать два естественных хотения, и две воли, и два естественных действия в воплотившемся ради нашего спасения едином Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге. Он принял и утвердил веру, догматы и правила предшествующих ему Вселенских и поместных Соборов и святых отцов и определил ни прибавлять чего-либо к ним, ниже убавлять.
Седьмой Вселенский Собор, состоявший из 367 святых отцов, собравшийся при императоре Константине и матери его Ирине, прояснил и утвердил догмат об иконопочитании.
|
![]() |
Определения, противные постановлениям Вселенских Соборов, недействительны |
Первого Вселенского Собора, Никейского и Второго Вселенского Собора, Константинопольского
|
Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского
Последующе Божественным отцам, все единогласно поучаем исповедовати единого и такожде Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в Божестве и совершенна в человечестве; истинно Бога и истинно человека, тогожде из души и тела; единосущна Отцу по Божеству, и единосущна тогожде нам по человечеству; по всему нам подобна, кроме греха; рожденна прежде век от Отца по Божеству, в последние же дни тогожде, ради нас и нашего спасения, от Марии Девы Богородицы, по человечеству; единого и тогожде Христа, Сына, Господа, Единородного, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, (никакоже различию двух естеств потребляему соединением, паче же сохраняему свойству коегождо естества, во едино лице и во едину ипостась совокупляемого); не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого и тогожде Сына, и единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, якоже древле пророцы о Нем, и якоже Сам Господь Иисус Христос научи нас, и якоже предаде нам Символ отец наших. |
Шестого вселенского Собора, Константинопольского
И две естественные воли, или хотения, в Нем, и два естественных действия, неразлучно, неизменно, нераздельно, неслиянно, по учению Святых Отцов наших, также проповедуем; два естественных хотения не противных, да не будет, как нечестивые еретики рекоша, но Его человеческое хотение, последущее, и не противостоящее, или противоборствующее, паче же и подчиняющееся Его Божественному и всемогущему хотению. |
Седьмого Вселенского Собора, Никейского
Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие. |
Правило 85. Для всех вас, принадлежащих к клиру, и мирян, чтимыми и святыми да будут книги, Ветхаго Завета: Моисеевых пять: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Исуса сына Навина одна. Судей одна. Руфь одна. Царств четыре. Паралипоменон, (то есть остатков от книги дней), две. Ездры две. Есфирь одна. Маккавейских три. Иова одна. Псалтирь одна. Соломоновых три: Притчи, Екклисиаст, Песнь песней. Пророков двенадцать: Исайи одна. Иеремии одна. Иезекииля одна. Одна Даниила. Сверх же сего вам присовокупится в замечание, чтобы юные ваши изучали премудрость многоученаго Сираха. Наши же, то есть, Нового Завета: Евангелия четыре: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Павловых посланий четырнадцать. Петра посланий два. Иоанна три. Иакова одно. Иуды одно. Климента послания два. И постановления вам епископам мною Климентом изреченные в восьми книгах, (которых не подобает обнародовать пред всеми ради того, что в них таинственно), и Деяния наши Апостольские.
|
Правило 7. Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священного чина. |
Правило 9. Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яка безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного. |
Правило 30. Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним. |
Правило 31. Аще который пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творити будет, и олтарь иный водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестии и правде: да будет извержен яко любящий начальствовать. Ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по едином, и втором, и третием увещании от епископа. |
Правило 39. Пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их. |
Правило 42. Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен. |
Правило 43. Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да отлучен будет. Такожде и миряне. |
Правило 44. Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников (т.е. уплаты процентов на долг), или да престанет, или да извержен будет. |
Правило 48. Аще который мирянин, изгнав свою жену, поймет иную, или иным отринутую: да будет извержен. |
Правило 50. Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяс и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин. |
Правило 52. Аще кто, епископ, или пресвитер, обращающегося от греха не приемлет, но отвергает: да будет да извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа рекшаго: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся (Лк. 15, 7). |
Правило 59. Вторая часть: Аще кто подложные книги нечестивых, аки святыя, в церкви оглашает, ко вреду народа и клира: да будет извержен. |
Правило 69. Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу предо Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен. |
Правило 81. Рекли мы, яко не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народныя управления, но неупустительно быти при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творити, или да будет извержен. Ибо никтоже может двум господам работати, по Господней заповеди (Мф. 6, 24). |
Святого Афанасия Архиепископа Александрийского
Итак, всех книг Ветхого Завета числом двадесять две; ибо столько же, как я слышал, и букв в употреблении у евреев. |
Святого Василия Великого
Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольского Предания, по преемству в тайне, и те и другие имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя бы мало сведущий в установлениях церковных. Ибо аще предпримем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имеющие силу: то неприметно повредим Евангелие в главных предметах, и сократим проповедь до одного лишь имени, без всякия вещи. Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались знаком креста - кто учил сему писанием? К востоку обращатися в молитве какое писание нас научило? Слова призывания при преложении хлеба евхаристии и чаши благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул Апостол или Евангелие, но и прежде, и после оных произносим и другие, как имеющие великую силу в таинстве, приняв их от неписанного учения. Благословляем такожде и воду крещения, и елей помазания, еще же и самого крещаемого, по какому писанию; не по преданию ли, умалчиваемому и тайному? И что еще; самому помазыванию елеем какое писанное слово научило? откуда и троекратное погружение человека, и прочее, бывающее при крещении: отрицатися сатаны и ангелов его из какого взято писания? |
Един Бог есть предже всего и у всех и во всех и выше всего, нами веруемый и поклоняемый во Отце и Сыне и Святом Духе, Единица в Троице и Троица в Единице, соединяемая без слияния и различаемая без разделения: та же самая Единица есть тождественно Троица Всемогущая. Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу; но при полноте веков принял образ, нам свойственный, и, истощая Себя, благоволением Отца и содействием Святого Духа, по закону естества зачался и родился от Приснодевы Марии, вместе Бог и Человек, и, как воистину вочеловечивыйся, стан нам во всем подобен, кроме греха, пребывающий тем, что Он был, Бог истинен, соединяюий без смешения и изменения две природы и воли и действия и пребывающий один Сын в одной Ипостаси, и после вочеловечения действующий все Божественные действия как Бог и все человеческое как человек, и был подчинен беспорочным человеческим страстям. Бесстрастен же и бессмертен сый и пребывая яко Бог, Он вольно пострадал во плоти, яко человек; и быв распят и умерый и погребен, и воскресый в третий день, Он и явился Своим ученикам после воскресения, и свыше силу возвещая, и повелевая наставлять все народы, и крестить во имя Отца и Сына и Святого духа, и соблюсти и учить, как Он повелел, он вознеслся Сам на небо и воссел одесную отца, делая равночестну и сопрестольну как равнобожественну нашу телесную одежду, с которой и вернется со славою судити живых и мертвых и дать каждому по делам его. |
Правила Перваго Вселенскаго Собора |
Правило 10. Об отступивших от веры, не по принуждению, или не по причине отъятия имений, или опасности, или чего либо подобнаго, как то случилось в мучительство ликиниево, Собор определил являти милость и им, аще и не суть достойны человеколюбия. Которые убо истинно покаются, те три лета проведут между слушающими чтение Писаний, яко верные: и семь лет да припадают к церкви, прося прощения: два же лета будут участвовать с народом в молитвах, кроме Причащения Святых Таин. |
Правило 13. О находящихся при исходе от жития, да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий не лишаем был последняго у нужнейшаго напутствия. Аще же, быв отчаян в жизни и сподоблен причащения, паки к жизни возвратится: да будет между участвующими в молитве токмо. Вообще всякому отходящему, кто бы ни был, просящему причаститися Евхаристии, со испытанием епископа, да преподаются Святые дары. |
Правила Четвертаго Вселенскаго Собора |
Правило 4. Истинно и искренне проходящие монашеское житие да удостаиваются приличныя чести. Но поелику некоторые, для вида употребляя одежду монашескую, разстроивают Церкви и гражданския дела, по произволу ходя по градам, и даже монастыри сами для себя составляти покушаются: то разсуждено, чтобы никто нигде не созидал, и не основывал монастыря, или молитвеннаго дома, без соизволения епископа града. Монашествующме же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковныя, ни в житейския дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри: разве токмо когда позволено будет сие епископом града, по необходимой надобности. Да не приемлется также в монастырях в монашество никакой раб, без воли господина его. Преступающему же сие наше определение, определили мы быти чуждым общения церковнаго, да не хулится имя Божие. Впрочем епископу града надлежит имети о монастырях должное попечение. |
Правило 16. Деве, посвятившей себя Господу Богу, равно и монашествующим, не позволяется вступати в брак. Аще же обретутся творящие сие: да будут лишены общения церковнаго. Впрочем определили мы местному епископу имети полную власть воказании таковым человеколюбия. | |
Правило 18. Соумышление, или составление скопища, аки преступление, совершенно запрещено и внешними законами: кольми паче должно возбраняти в Церкви Божией, дабы сего не было. Аще убо некие из клира, или монашествующие окажутся обязующими друг друга клятвою, или составляющими скопище, или строющие ковы епископам, либо своим сопричетникам: совсем да будут извержены со своей степени. |
Правила Седмаго Вселенскаго Собора |
Правило 22. Все приносить Богу, и не порабощаться своими желаниями, есть великое дело. Ибо Если ясте, аща ли пиете, глаголет Божественный Апостол, вся во славу Божию творите. И Христос Бог наш, в Своем Евангелии, повелел отсекать начала грехов. Ибо не токмо прелюбодеяние наказуется от Него, но и движение мысли к покушению на прелюбодеяние осуждено, по слову Его: воззревый на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействовал с нею в сердце своем. Отсюда научаясь, мы должны очищать помыслы. Ибо Если и вся лет суть, но не вся на пользу, как учит Апостолское слово. Всякому человеку необходимо есть, дабы жить, и живущим в браке с детьми, в мирском состоянии, не предосудительно есть мужам и женам вместе; токмо Дающему пищу да приносят благодарение; но есть ни с какими либо позорищными вымыслами, или с сатанинскими песнями, и с певицами и блудническими гласованиями, на кои падет пророческое укорение, глаголющее тако: горе с гуслями и певницами вино пьющим, на дела же Господня не взирающим. И Если где будут таковые в Христианах, да исправляются: Если же не исправятся, да будет в отношении к ним соблюдаемо канонически постановленное бывшими прежде нас. А которых жизнь есть тихая и единообразная, яко давших обет Господу Богу взять на себя иго монашества: те да сядут наедине и умолкнут. Но и священническое житие избравшим, не совсем позволительно есть наедине с женами, а разве купно с некоторыми Богобоязненными и благоговейными мужами и женами, дабы и сие общение трапезы вело к назиданию духовному. То же соблюдать должно и в рассуждении сродников. Если же случится монаху, или мужу священнаго чина в путешествии не иметь потребнаго, и по нужде восхочет он препочить в гостинице, или в чьем либо доме: разрешается таковому сие творить, поелику нужда требует. |