РуТурок> lordfilm77 Аanimeu doramalend doramytut
«Жизнь ведь тоже только миг, / Только расстворенье / Нас самих во всех других / Как бы им в даренье» Б. Пастернак.
О смерти говорить не принято. Эту тему гораздо удобнее замалчивать, ведь размышления о ней заставляют о многом задуматься. Общеизвестная библейская максима «помни о смерти..» с ее аргументированным продолжением «и вовек не согрешишь» в сознании древних определяла само отношение к жизни как к определенному временному отрезку, в течение которого нужно подготовить себя к Вечности. В настоящее же время рутина повседневности и непрестанный бег за кратковременным призрачным счастьем заставляет жить нас так, будто бы нам и умирать никогда не придется. А между тем, думать что смерть где-то далеко – наша главная ошибка, по причине которой мы и жить-то по-настоящему не умеем.
Как это не парадоксально звучит, но все же: чем больше мы стараемся убежать от смерти, тем больше мы избегаем и самой жизни, а точнее – полноты ее ощущения. Пытаясь сохранить свой привычный и удобный, как нам кажется, жизненный уклад, и тем самым, не желая что-то менять, прежде всего, в себе самих, мы непременно, хотим мы того или нет, ставим себя в зависимость от той матричной модели поведения, которая все больше абсолютизируется в современном обществе как единственно возможная схема проживания своего времени. А между тем, забывается самое главное – цель всего земного существования человека. Помните как у Виктора Цоя: "Смерть стоит того, чтобы жить..." Беда же наша именно в том, что мы разучились воспринимать смерть как итог жизни, как то, к чему следует быть если уж не всегда готовым, то хотя бы стремиться устраивать свою жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потерянное время. А ведь время, как известно, лукаво, и каждое мгновение, независимо от того, как оно проведено, приближает нас к неизбежному порогу смерти, переступить через который страшится большинство людей. Страшится потому, что не умеет жить.
Часто со стороны неверующих или мало верующих людей приходится слышать один и тот же вопрос: «почему ваш Бог настолько несправедлив, что допускает так много горя на земле: войны, трагедии, гибель невинных, детей и младенцев?» А ведь сама возможность постановки такого вопроса возникает по причине неверного понимания смерти: понимания ее как наказания, а не как избавления. А что, в сущности, если задуматься, представляет собой наша жизнь: цепь переплетенных событий, исполненных скорбей и лишений с незначительными вкраплениями кратковременных радостей. И за это мы цепляемся всеми своими силами, и это мы считаем наивысшим для нас благом! При этом, неизбежно встречающаяся в нашей жизни, смерть наших близких ставит нас в тупик и наполняет нашу душу отчаянием и негодованием. И происходит так именно потому, что смерть воспринимается нами как наказание. Но если посмотреть на свою жизнь по-другому, более критично и честно?.. Не окажется ли так, что именно эта наша жизнь и есть самое страшное наказание, которое, при этом, мы сами себе и творим, забывая о своем предназначении? А предназначение это, как известно, заключается в Вечности, перейти в которую мы можем только переступив порог смерти. Все это понимают, но не все принимают. Тем не менее, рассуждая таким образом, мы приходим к общеизвестному банальнейшему выводу: жизнь на земле есть только подготовка к Вечности. Почему же тогда мы так панически боимся смерти, либо стараемся вовсе не думать о ней? Ответ лежит на поверхности: мы не чувствуем себя готовыми к встречи с Богом, мы страшимся этой встречи. Либо, если мы не очень-то верим в Бога, мы страшимся неизвестности. Странно, но и в том и в другом случае, мы оказываемся неверующими! Неверующими в то, что Бог есть Любовь, что Он желает для нас только блага, и в то, что высшее благо мы можем обрести только Боге. Бог же, видя нашу жизнь наперед, забирает нас в наиболее подходящее для нас время. Ведь, как это не странно и страшно звучит: зачем жить дальше, если не становиться лучше? А любовь Бога к нам в том и проявляется, что Он каждый раз дает нам возможность стать лучше, продлевая наше земное время, и забирает нас именно в тот момент жизни, когда видит, что лучше для нас уже не будет.
Чтобы не утомлять себя долгими, и, может быть, даже ненужными рассуждениями о смерти, зададимся еще одним, последним вопросом, без ответа на который смерть так и останется для нас страшной неизвестностью. Вопрос этот в следующем: «Что же есть жизнь и как жить?» Кажется, замечательную формулировку ответа дал Борис Пастернак:
«Жизнь ведь тоже только миг,
Только расстворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье».
Ольга Братчина. "Если я действительно умру".
Запись беседы священника Даниила Сысоева (†2009). | |||||
Часть 1 | mp3 | 14,8 Мб | 13:29 | ||
Часть 2 | mp3 | 13,9 Мб | 10:17 | ||
Часть 3 | mp3 | 13,7 Мб | 11:41 | ||
Часть 4 | mp3 | 8,4 Мб | 13:38 |