РуТурок> lordfilm77 Аanimeu doramalend doramytut
Коммерческая организация, ставящая целью извлечение прибыли своим учредителям на основе эксплуатации религиозных чувств верующих и всячески возгревающая оные?
Слово "церковь" это многозначное слово-омоним. И означает разное в зависимости от контекста. Контекст верно может различить тот, кто знаком с проблемой. Для большинства же церковь - это прежде всего организация. Вот два самых расхожих мнения о церкви:
Однако все это не то и не совсем то. Эпоха русского религиозного вырождения дала нам несколько определений, что такое церковь, и вот среди них:
К сожалению, эти определения касаются внешней стороны вопроса и мало отражают внутреннюю суть. Например, под последней формулировкой любой протестант с радостью подпишется, поэтому нам крайне необходимо получше разобраться в теме и попытаться приблизиться к истине настолько, насколько это вообще в человеческих силах.
Прежде всего бросается в глаза, что Церковь - это предмет веры. "...Верую в единственную святую, соборную и апостольскую Церковь...". А вера, как говорят, это уверенность в невидимом. Правда, интересно? Неужели мы Церковь не видим? А что мы тогда видим? А во что мы тогда должны верить, в какую-такую невидимую реальность?
Важность вопроса вытекает хотя бы уже из того, что вера в Церковь - один из догматов православия, количество которых очень невелико и умещается на половине тетрадного листка (всю православную догматику у нас любая бабушка в платочке наизусть знает, потому что на каждой литургии её поет). |
"Видимая Церковь является предметом веры, в то время как вера есть уверенность в невидимом потому, что: в видимой Церкови невидимо присутствует воспринятая ею и освящёнными в ней людьми благодать Божия, которая и является непосредственным объектом веры; видимая Церковь, к которой принадлежат все живущие на земле православные христиане, в то же время и невидима, поскольку она есть и на небесах и к ней принадлежат все скончавшиеся в истинной вере и святости" © свт. Филарет Московский.
"Единство Церкви вытекает из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати" © Хомяков Алексей Сергеевич, славянофил.
Итак, Церковь - в первую очередь не общество людей, а в первую очередь то духовное единство, которое присуще множеству лиц, единство Божьей благодати, которому это множество лиц покоряется - т.е. тех, кто живет (искренно пытается жить) по Евангелию.
Более строго. Церковь установлена Христом. Не общество апостолов образовало церковь, а Дух Пятидесятницы, сошедший на всех, бывших там, образовал их в церковь. Единство Духа образовало их в церковь. До этого были ученики (апостолы) Христа? Были. Церковь? Нет. Когда началась Церковь? Когда единый Дух почил на них и соединил их в Церковь. То есть Церковь, повторим, это есть единство Духа Божия в людях. Какого Духа? Святого, Духа Пятидесятницы, Который всё множество учеников Христовых образовал в единое тело Церкви.
Церковь не возникает от того, что собрались люди, объединенные единоверием и единомыслием. Нет-нет! Церковь создана Христом, а люди могут войти в нее вторым рождением - крещением.
Можно спросить - а как быть с выражением "Ветхозаветная церковь"? В этом контексте православный употребляет слово "церковь" в переносном смысле. Например, "языческая неплодящая церковь" или "церковь лукавнующих". Вот эти все "церкви" прекрасно подходят под определения 1-4: общество людей, объединенных. Чем? Единомыслием, единоверием, единоначалием. Объединенных внешним началом. Но, конечно, это не церковь. |
Итак, церковь есть Тело Христово, а верующие - члены этого Тела. Богочеловеческий организм - вот это и есть Церковь, единственная и неповторимая. Церковь - единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию.
Ну а как же церковь - организация? Она нужна? Оказывается, да. Откуда приобретает человек веру? От слышания: "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17). Церковь-организация хранит слово Божие: Писание и Предание. Церковь-организация хранит апостольскую преемственность рукоположений - от Св. Духа Пятидесятницы, через апостолов, епископов и до каждого православного священника современности. Дисциплина церковная нужна? Конечно. Система духовного образования нужна? Естественно! Здание храма, где можно собраться для общественной молитвы, получить дары Св. Духа в Таинствах, это здание - нужно? А как же иначе? Всем этим занимается церковь-организация.
Кто член церкви-организации? Тот, кто правильно крещен и не отлучен. Кто первый (наибольший) в церкви-организации? Патриарх или папа римский. За ними епископы, викарии, духовенство, диаконат, миряне.
А кто член Церкви - Тела Христова? Человек, крестясь, входит в Церковь, а согрешая - отлучает себя от нее, ибо не может грех быть частью Церкви, частью Тела Христова, поскольку грех не имеет в себе Святого Духа, а имеет в себе Его отсутствие и больше ничего. Искренним покаянием этот же человек воссоединяется с Церковью. Итак, кто член Церкви - Тела Христова? Не знаю... Я же не могу заглянуть в сердце...
А кто первый (наибольший) в этой Церкви? Не знаю! Быть может, именно вот этот всеми ненавидимый налоговый инспектор. Или презираемый бомж. По крайней мере, в истории Церкви такие случаи встречаются неоднократно.
Теперь мы не запутаемся, есть два понимания церкви. С одной стороны, понимание церкви как организации, с другой стороны как Тела Христова. Это существенно различные понятия. Церковь - Тело Христово существует как бы внутри защитной оболочки церкви - организации. А человеки спасаются в лоне Церкви - Тела Христа.