РуТурок>

Россериал

Успокоившимся
Видео к разделу

крест   logo-textlogo-text  logo-text

Кто такие "успокоившиеся"?

Я - веруюший со стажем. Я пережил некоторые искушения и соблазны, знаком с окольными путями в Православии. Давно хожу в храм, пусть может быть и не очень регулярно, зато постоянно, - другие и этого не делают... Мне известно молитвенное правило мирянина, я читал Евангелие, знаю апостолов по именам, знаю церковную службу, устройство храма, какой предмет в нем что означает, чего в храме делать не положено, а что положено, знаю, кто изображен на иконах и кому от какого недуга молиться и свечку поставить... В принципе, я спокоен за свое спасение.

Я - веруюший со стажем, а не фунт изюма. Я пережил некоторые искушения и соблазны, знаком с окольными путями в православии. Давно хожу в храм, пусть может быть и не очень регулярно, зато постоянно, - другие и этого не делают (положа руку на сердце, я уже достаточно опытен, чтобы самостоятельно определить, какие причины извинят мой пропуск богослужения). Мне известно молитвенное правило мирянина, я читал Евангелие, знаю апостолов по именам, знаю церковную службу, устройство храма, какой предмет в нем что означает, чего в храме делать не положено, а что положено, знаю, кто изображен на иконах и кому от какого недуга молиться и ставить свечи. Мне уже не надо понуждать себя, чтобы пойти в церковь; я вхожу свободно и спокойно, и уже не прячусь во время службы за колоннами, боясь, как бы что сделать не так, а достойно стою в центре где посвободнее, напротив алтаря, ведь я это уже заслужил. Я знаю все великие церковные праздники, и храмовый праздник тоже не забываю, поздравляю батюшку, обмениваюсь поздравлениями с прихожанами, чувствуя себя частью коллектива. Я готов помочь новеньким и с удовольствием дам им указания, как себя вести и что делать - в таких случаях я уверен, любезен и снисходителен к наивным вопросам.
Мое христианство гармонично вливается в мою жизнь. Я современный, культурно, эстетически, политически и религиозно подкованный человек, стремящийся к всестороннему развитию, заботящийся обо всех сторонах своего тела и души: регулярно смотрю новости, во вторник хожу в бассейн, в субботу в театр, а в воскресенье к обедне. Люблю церковное пение, высоко его ценю, могу на слух отличить всенощную Рахманинова от итальянского исполнения, замечаю ошибки, - я действительно люблю послушать церковный хор. Посты для меня не в диковину, я хорошо знаю, что можно кушать, а от какой пищи следует воздержаться, и другим могу посоветовать. Я уже много раз причащался, и не смущаюсь необходимостью исповеди перед причастием, я давно знаю священника, а он меня, исповедь мне не в тягость. Правило ко святому причащению вычитываю полностью. В ряде случаев одной общей исповеди мне достаточно, чтобы приступить к Таинству евхаристии, ведь я не совершаю никаких особых и тяжких грехов. Конечно, я не монах, но я и не обязан им быть. Я регулярно жертвую на храм и меня уважают. Я скорее добродетелен, нежели наоборот. В принципе, я спокоен за свое спасение. Сытая борьба со страстями, неспешная и необременительная - вот моя христианская жизнь.

Сатана действует как хороший психолог. Он смотрит, на что человек "клюет". Подобно рыбаку, проверяющему, на что клюет рыба, предлагает манку, червей, хлебный мякиш: "На что ты клюнешь, человек? Хочешь много денег, власти? Не хочешь... А с девушками у тебя как? А-а, монахом хочешь остаться... Ну ладно, тогда я тебя епископом сделаю". И вот от этого последнего, пусть и в переносном смысле, отказаться почти невозможно. Почти невозможно отказать себе в ощущении того, что ты все делаешь правильно, исполняешь все что надо, что ты - хороший. И пусть сатане не удалось отвратить тебя от Христа, сатана постарается уловить тебя в тонком, скрытом даже от себя самого, ощущении, что ты - в общем-то хороший человек.

Говоря серьезно, состояние мирянина через несколько лет после крещения - самый опасный период, уровень, на котором все останавливаются, решив, что они достигли правильной духовной жизни. О, если бы мы только останавливались, и больше ничего! Но осознание своей правильности незаметно и плавно перетекает в осознание своей праведности, далее в ощущение собственной святости, а от последнего до погибели остается меньше половины шага.

Каков святоотеческий критерий истинного состояния духовного здоровья? Эти слова ох как бы надо всем нам крепко запомнить: "первым признаком начинающегося здравия души является видение своих грехов, неисчислимых, как песок морской". Оцени себя по этому критерию, каким ты себя видишь? Нет, ну все мы грешники конечно, кто же без греха, но все же я в общем-то хороший? Все же хоть где-то с самого краешка, но место в Царствии Небесном мне уготовано? Так?
Если в тебе еще осталась хотя бы капля Божьего страха, ты ужаснешься.

mytarЕвангелие от Луки, 89 зачало, глава XVIII, стихи 10-14:

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю". Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.