Что такое крещение? О Спасителе мира, Господе Иисусе Христе. Приготовление к Таинству Крещения. Совершение Таинства. Условия допуска ко крещению. Отказ в допуске ко Крещению.
В разделе об оглашенных ты прочитал много умных и трогательных слов. Ты еще не забыл, почему ты оглашенный?
Что такое крещение?
О Спасителе.
Приготовление.
Совершение Крещения.
Условия допуска.
Отказ в допуске.
Что такое крещение?
Крещение есть таинство включения человека в Церковь путем усыновления его силой Христовой Богу Отцу. Таким образом, Крещение есть общее дело Церкви и ее торжество. В древности оно приурочивалось чаще всего к величайшему христианскому празднику святой Пасхи и совершалось торжественно в собрании верующих в храме. Приготовление ко Крещению, научение вере или оглашение, происходило тоже в храме. Оглашение, как заключительный акт приготовления ко Крещению, бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно предшествует Крещению. Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетания Христу и, наконец, исповедание православной веры.
Христиане по личному духовному опыту знают, какова сила носителя зла - диавола, активно борющегося с добром. Заклинание сатаны по слову Господню: “Именем Моим будут изгонять бесов” (Мк. 16, 17) открывает крещаемому возможность вступить в брань с удаленным из него врагом, а последующее отречение от сатаны есть вызов, бросаемый ему. С этого момента крещаемый становится уже воином Христовым и до самой смерти будет вести борьбу с духом зла, который, в свою очередь, не забудет брошенного ему вызова и будет жестоко бороться с христианином до последнего его вздоха. Эту борьбу вел Богочеловек Иисус Христос и она увенчалась Его полной победой. Поэтому, имея помощником Самого Господа Победителя, христианин никогда не должен унывать в своей духовной борьбе.
Самое таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и последующего самого главного священнодействия - троекратного погружения крещаемого в воду. Сойдя во Иордан, Господь Иисус Христос освятил воды и с ними все стихии и всю материю мира. С этого события вся природа стала вновь способной получать благодатные дары и быть в некоторой мере хранилищем благодати. В этом - основание для освящения воды и других стихий и предметов. Вода была издревле символом очищения, а погружение в нее - символом покаяния. Наряду с этим, как необходимая для жизни, была она и символом жизни. Избрав воду для совершения таинства Крещения, Господь придает символам, с нею связанным, действенную силу.
В случае крайней (смертной) нужды Крещение может совершить путем простого погружения в воду (или даже путем кропления), при произнесении крещальных слов, каждый православный христианин, в силу принадлежности его к “царственному священству”, то есть к Церкви. Святая Церковь знает также Крещение кровью, когда не успевший креститься человек запечатлевает свою верность Христу мученическою смертью.
Пришедший на землю Сын Божий, Господь Иисус Христос, есть Спаситель человечества. По воле Бога Отца и из сострадания к нам, грешным людям, Он пришел в мир и стал человеком. Христос принес Себя однажды в жертву Богу на Голгофе, и через участие с верой в таинстве Крещения, человечеству дана возможность приобщиться спасительной силе этой великой жертвы и одержать полную победу над грехом, дьяволом и смертью, так как Господь Своею жертвенною любовью победил всякое зло. Победа Господа запечатлена Его светлым Воскресением. По словам святителя Кирилла Иерусалимского, купель Крещения “становится для крещаемого ...гробом и матерью”. Гробом потому, что войдя в купель, человек в подобии соединяется со смертью Христовой; матерью - потому, что через крещальную смерть совершается его новое рождение. Верующие во Христа в таинстве Крещения действием благодати Божией “ во Христа облекаются “. В этом залог нашего спасения и будущего воскресения.
Своим словом и примером Он учил людей, как надо верить и жить, чтобы стать праведным и быть достойным звания детей Божиих, стать участником Его бессмертной и блаженной жизни. Чтобы очистить наши грехи и победить смерть, Он умер на кресте за грехи всех нас и воскрес в третий день. Теперь, как Богочеловек, Он пребывает на небе со Своим Отцом. Иисус Христос является главой основанного Им Царства Божия, называемого на земле Церковью, в которой верующие спасаются, руководимые и укрепляемые Духом Святым. Перед концом мира Иисус Христос снова придет на землю, чтобы судить живых и мертвых. После этого наступит Его Царство Славы, рай, в котором спасенные будут вечно радоваться.
К величайшему событию в жизни человечества - пришествию на землю Сына Божия - Господь подготовлял людей в течение тысячелетий. Из среды избранного народа Бог выдвигал пророков, которые предсказывали пришествие Спасителя мира - Мессии и этим закладывали фундамент веры в Него. Кроме того, Бог в течение многих поколений, начиная от Ноя, потом - Авраама, Давида и других праведников, предочищал тот телесный сосуд, от которого Мессия должен был принять плоть. Так, наконец, родилась Дева Мария, Которая явилась достойной стать Матерью Иисуса Христа. Мария была сиротой и Ее опекал дальний родственник, престарелый Иосиф, живший в Назарете, одном из небольших городов в северной части Святой Земли. Архангел Гавриил, явившись, возвестил Деве Марии о том, что Она избрана Богом стать Матерью Его Сына. Когда Дева Мария смиренно согласилась, Дух Святой сошел на Нее и Она зачала Сына Божия. Последовавшее затем рождение Иисуса Христа произошло в небольшом иудейском городке Вифлееме, в котором раньше родился царь Давид, предок Христа по плоти. Время рождения Иисуса Христа историки относят к 749-754 годам от основания Рима. Принятое летоисчисление “от Рождества Христова” начинается с 754 г.
Жизнь, чудеса и беседы Господа Иисуса Христа описаны в четырех книгах, именуемых Евангелиями. Первые три Евангелиста - Матфей, Марк и Лука - описывают события Его жизни, происходившие, главным образом, в Галилее - северной части Святой Земли. Евангелист же Иоанн дополняет их повествования, описывая события и беседы Христа, происходившие преимущественно в Иерусалиме. О жизни Иисуса Христа до тридцатилетнего возраста почти ничего неизвестно. На тридцатом году жизни Иисус Христос принял от Иоанна Предтечи крещение в реке Иордане. Общественное служение Иисус начал в Галилее избранием двенадцати апостолов. Апостолы были посланы Христом проповедовать приближение Царства Божия. Сам Он тоже путешествовал по Святой Земле, проповедуя, собирая учеников и распространяя учение о Царстве Божием.
Иисус Христос явил Свое Божественное достоинство множеством чудес и пророчеств. Природа безусловно повиновалась Ему. Так, например, по Его слову буря сразу же укротилась; Он мог ходить по воде как по суше. Умножив пять хлебов и несколько рыб, Он накормил многотысячную толпу; при необходимости претворил воду в вино. Спаситель воскрешал мертвых, изгонял бесов и исцелял бесчисленное множество больных. При этом Иисус Христос всячески избегал человеческой славы. Для своей надобности Иисус Христос никогда не прибегал к Своей всемогущей силе. Все Его чудеса проникнуты глубоким состраданием к людям. Величайшим чудом Спасителя было Его собственное Воскресение из мертвых. Этим Воскресением Он победил власть смерти над людьми и положил начало нашему воскресению из мертвых, которое произойдет при конце мира.
Таинство Крещения может быть совершено только один раз над одним человеком. Это принципиально и догматически важно. Если у человека есть сомнения относительно того, был ли он крещен ранее, об этом необходимо сообщить священнику. Крещение в таком случае может быть совершено по специальной формуле, решение о чем принимает священник. Для принятия Крещения от крещаемого взрослого требуется вера и знание основ христианского вероучения, прежде всего Символа веры, который при Крещении должен читаться самим крещаемым. Для взрослых перед Крещением проводятся собеседования – огласительные беседы. В крещении детей обязательно участвуют крестные, т.к. ребенок, а особенно младенец, не может сознательно участвовать в таинстве Крещения. Крестные - восприемники становятся поручителями за своего крестника в том, что воспитают его православным христианином. Крестным может стать совершеннолетний крещеный православный христианин. Крестный должен знать Символ веры, основные православные молитвы (Отче наш, Богородице Дево, радуйся). По традиции крестных двое – крестный отец и крестная мать. Но строго необходим только один, того же пола, что и крещаемый. Восприемниками не могут быть родители крещаемого. Церковные правила не допускают брака между крестным и крестником, а также между крестным и одним из овдовевших родителей крестника. Крещение младенца совершается обычно на сороковой день после рождения, однако может быть совершено и ранее, если есть угроза жизни ребенка (в таком случае священника приглашают домой или в стационар, где находится ребенок). При совершении крещения младенца священником читаются специальные молитвы над матерью ребенка. Во время совершения таинства Крещения взрослые крещаемые, а также родители и крестные детей, должны внимательно и благоговейно выполнять все указания священника. Необходимо заранее приготовить крестильную рубашку и крестик. Для взрослых это может быть любая светлая, желательно белая сорочка без рисунка (для женщин – ночная рубашка). Для грудных детей - распашонка, хотя сейчас выпускаются и специальные крестильные рубашки, не помешает и дополнительная пеленка. Если крестик приобретен не в церкви, нужно попросить священника освятить его. Кроме того, для Крещения понадобится полотенце. Взрослым надо взять с собой шлепанцы и простыню (достаточную, чтобы человек мог обернуться ей). В некоторых храмах новокрещенных сразу приобщают святых Христовых Таин, в таком случае взрослые крестники должны придти в храм натощак. Если причащение совершается отдельно, то священник скажет Вам, как надо подготовиться к этому таинству.
Помните, что фото и видеосъемка в храме совершается только с благословения и благоговейно, дабы не мешать совершению таинства и другим молящимся, поэтому, если Вы желаете запечатлеть совершение чинопоследования таинства при помощи фотоаппарата или видеокамеры, перед Крещением спросите разрешение и возьмите благословение у священника.
Совершение Таинства Крещения.
Крещение обычно совершается по субботам и воскресеньям по окончании Божественной литургии (или в другие дни и время по договоренности со священником).
Крещаемые должны придти в храм заранее, минимум за полчаса, чтобы надлежащим образом оформить требу за свечным ящиком (если оформление не производилось заранее) и приготовиться к совершению Таинства (или приготовить детей, если крестятся младенцы). В случае опоздания Крещение может быть перенесено на другой день.
Взрослым крещаемым хорошо предварительно пройти огласительные беседы со священником. В ряде храмов это является обязательным условием. Дни и время оглашений необходимо узнать у настоятеля. Запись на беседы обычно осуществляется за свечным ящиком (при крещении детей беседы проходят родители).
Условия допуска ко Крещению.
К Крещению может быть допущен всякий, но при необходимом условии, что принимающий Крещение свободно и сознательно принимает Православную веру, то есть он готов исповедать пред людьми свою веру в Личного Живого Бога — Творца мира и Небесного Отца, и в Сына Божьего Иисуса Христа как Спасителя своего, всех людей и мира. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» – сказал Господь Иисус Христос и заповедал Апостолам сперва научить, а потом крестить (Мк. 16: 16; Мф. 28: 19).
Отказ в допуске ко Крещению.
«Что препятствует мне креститься?» (Деян. 8: 36)
Свидетельство об отсутствии препятствий.
Прием в Церковь должен совершаться лишь после свидетельства, что к нему не существует препятствий. Церковь с древности тщательно исследовала причины, которые побуждали человека просить о приеме в Церковь. Запрещено было допускать к крещению тех, кого побуждала к его принятию нужда или выгода, кто не хотел оставить образ жизни или занятий, несвойственных христианину, вообще всех тех, кого можно было подозревать в притворном обращении к христианству.
Препятствия к принятию Крещения.
Отсутствие желания приобщаться к жизни и учению Церкви.
Оглашенные обязаны не только выражать стремление к постижению веры Церкви, но и давать в этом отчет епископу или пресвитеру (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора). Участие в беседах об основах православной веры является признаком сознательного стремления катехумена приобщиться к духовной жизни и выражением послушания Церкви. Необоснованный отказ от оглашения является препятствием к принятию Крещения.
Убеждения крещаемого несовместимы с основными христианскими догматами.
Если готовящийся к Крещению человек сознательно держится за нецерковные мифологемы, не признает хотя бы одного из догматов Символа веры, такой человек не может быть крещен: «Кои не имеют истинной и священной веры, и тако приступают к крещению, (таких Бог) не приемлет. Таков был Симон, который хотя и крещен, но благодати не удостоился, когда… совершенства веры не имел».
Крещение совершается согласно личному и свободному желанию крещаемого. Без свободного решения невозможно быть допущенным к Крещению, равно как невозможно само Таинство Крещения. Величайшая неправда заключается в том, чтобы допускать к приему в Церковь того, кто не верует или недостаточно верует, в расчете, что вера и искреннее расположение явятся впоследствии. Это – грех против Духа Святого, против Церкви и против того, кого не готов к Крещению.
Согласно 7-муправилу III Вселенского Собора мерой веры является Никео-Цареградский Символ веры: «Святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнуть слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, если суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира; если же миряне: да будут преданы анафеме».
Если и по принятии Крещения христианин будет разделять учения несовместимых с христианством сект и движений (язычество, гностические культы, астрология, теософские и спиритические общества, реформированные восточные религии, оккультизм, колдовство и т.п.), а тем более способствовать их распространению, то тем самым он отлучит себя от Православной Церкви.
Отсутствие желания участвовать в церковной жизни.
Крещение – это Таинство, то есть особое действие Бога, в котором при ответном желании самого человека он умирает для греховной и страстной жизни, совлекается с нее и рождается в новую жизнь – жизнь во Христе Иисусе. Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно – благодатный залог дальнейшего следования за Христом.
Человек, знающий, что после крещения будет иметь малое отношение к Церкви, и крестящийся «на всякий случай», не может быть допущен к Крещению.
Нежелание оставить греховные привычки.
Крещение очерчивает границу, которая отделяет ветхого человека от нового, рожденного в Церкви. Покаяние как условие приема в Церковь проявляется не только в осознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни, «чтобы порядок прежней жизни был пресечен» (свт. Василий Великий).
Было бы неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями: «Купель дает отпущение грехов соделанных, а не содеваемых (не тех, которые еще господствуют в душе)».
Если у крещаемого нет намерения жить по-христиански, то есть понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия – «вода остается водою» (свт. Григорий Нисский), так как Дух Святой не спасает, если нет к этому произволения человека.
Блаж.Августин написал целый труд «О вере и делах», в котором осуждается практика крещения отказывающихся жить по христианским заповедям: «Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе, даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха… С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения».
Пребывание в деятельности, не совместимой с христианством.
К занятиям, от которых катехумен должен отказаться, чтобы быть допущенным в число членов Церкви, прежде всего, относятся те, которые несовместимы с достоинством христианина:
работа, связанная с совершением абортов;
проституция, содержание публичных домов;
блудное сожительство (без регистрации брака);
гомосексуальные связи;
работа, связанная с развратными и/или развращающими действиями (стриптиз и т.п.);
все формы оккультизма: ношение амулетов, колдовство, обращение за помощью к гадалкам, целителям, экстрасенсам и астрологам, вера в реинкарнацию (переселение душ), карму и приметы.
Перед принятием Крещения катехумен обязан принести покаяние в преступлении Закона Божия и выразить желание бороться со своими страстями: «Ко крещению же надобно приступать, отказавшись наперед от своих грехов и осудив их». «Кто не исправил своих нравственных недостатков и не приготовил себя к добродетелям, тот пусть не крестится. Ибо эта купель может отпустить прежние грехи; но не мал страх и значительна опасность, как бы нам снова не возвратиться к ним, и лекарство не стало для нас язвою. Ведь чем больше благодать, тем строже будет наказание для тех, кто впоследствии согрешает».
Если человек приносит покаяние и желает изменить образ своей жизни, то никакая степень его прежнего нравственного падения не является препятствием к принятию им Крещения: «Нет такого греха, который мог бы превзойти щедрость Владыки. Но даже если кто блудник, прелюбодей, рукоблудник, мужеложник, развратник, грабитель, корыстолюбец, пьяница, идолослужитель, столько велика сила дара и человеколюбие Владыки, что Он стирает все это и показавшего всего лишь добрые намерения делает светлее самих солнечных лучей» (свт. Иоанн Златоуст).
Неверные мотивы.
В некоторых случаях Крещение воспринимается как магический обряд, т.е. как приносящее «пользу» само по себе – без внутреннего перерождения человека.
Иногда человек крестится потому, что так захотели его родственники, ради хорошего самочувствия или вступления в брак. Несомненно, что Господь ограждает крещенного человека от различных бед, но это является скорее следствием веры и Крещения, нежели его целью. Подобные мотивы показывают не столько твердое намерение стать христианином, сколько поиск способа облегчить жизнь.
Неверным мотивом относится и желание креститься, чтобы быть «как все», когда крещение воспринимается лишь как знак принадлежности к русскому или иному другому этносу.
Человек, стремящийся к Крещению с неверными мотивами, возьмет на себя обязательства, которые не думает исполнять, но за которые придется отвечать. Подобных людей необходимо предостеречь от такого рода действий, ведь притворное Крещение вряд ли приблизит их к Богу: «твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении, неверным же и зловерным – и по крещении не дается» (преп. Марк Подвижник).
Поэтому без покаяния, а лишь с благодушным порывом «к чему-то возвышенному, небесному и прекрасному» креститься нельзя: «Смотри, не приходи к крещающим (к священникам), как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины… ибо Дух Святый испытывает душу, и не пометает бисер пред свиньями, если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить» (свт. Кирилл Иерусалимский).
Особые случаи.
Крещение тяжелобольных.
Лиц, болезнь которых представляет опасность для их жизни, разрешается крестить немедленно (без оглашения), но с увещеванием продолжить изучение христианского учения после своего выздоровления. При этом священник должен быть убежден в том, что больной находится в здравом уме и полной памяти.
Крещение беременных женщин.
26-е правило Неокесарийского Собора предписывает «имеющую во чреве крестить, если захочет».
О пребывающих в женской нечистоте.
Женщины во время женских дней не могут приступать к купели Крещения (кроме исключительных случаев смертельной опасности).
Лишившиеся рассудка или пребывающие в бессознательном состоянии.
Крещение может быть совершено над лишившимся рассудка человеком или пребывающим в бессознательном состоянии (например, в коме) лишь в том случае, если такой человек безусловно твердо выражал намерение в ближайшем времени креститься и веровать в Бога так, как в Него верует Православная Церковь. Не полутонами («может быть, крещусь», «хорошо бы креститься…»), а с несомненностью.
При крещении катехуменов в бессознательном состоянии за них поручаются восприемники, принимая на себя за это ответственность и произнося за них обеты и Символ веры.
Недопустимо совершать Таинство Крещения над человеком, потерявшим рассудок или пребывающем без сознания, который перед этим не выражал твердое желание принять Крещение: «Если даже для составления завещаний по человеческому закону требуется пребывать в полном сознании, так что завещания начинают словами: «Я, при жизни, находясь в полном и здравом уме, делаю распоряжение о своем имуществе», то возможно ли быть посвященным в таинство тому, кто потерял сознание и не может произнести ни слова?… Ведь когда тот, кому предстоит просветиться, уже не узнает ближних, не слышит голоса, не может ответить на те слова, которыми заключается этот блаженный договор с общим всем нам Владыкой, но лежит, ничем не отличаясь от мертвеца, какая польза будет от принятия таинства в таком бесчувственном состоянии?
Случаи одержимости.
Бесноватые или одержимые злым духом (и, стало быть, отвращающиеся от святыни и хулящие ее, хотя и бессознательно) не могут быть крещены до момента их выздоровления, исключая ситуацию смертельной опасности.
Категорически недопустимо крещение умершего человека.
«Да не подвигнется невежество пресвитеров крестити скончавшихся» (26-е правило Карфагенского Собора).
Распространяемое в околоцерковной среде «Правило схимонахини Антонии об убиенных (абортированных) младенцах» является надругательством над Таинством Крещения и проявлением откровенного кощунства и оккультизма.
Крещение лиц, которым по их желанию изменили пол.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится указание на то, как надлежит поступать священнику в подобных случаях: «Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден».