- Посоветуйте, пожалуйста, молитву… (далее следуют варианты: "от сглаза", "чтобы муж вернулся", "для здоровья", "чтобы ребенок хорошо учился", "чтобы замуж выйти" и т.д.). Можете, батюшка?
- Нет, не могу. В Православии просто не существует молитв "от чего-то" или "для чего-то".
Очень частый вариант диалога. И не всегда собеседник хочет услышать разъяснения. Многим просто надо "поставить свечку", а потом, вроде как, желаемое должно автоматически исполниться. Как в сказке, "по щучьему велению, по моему хотению"…
По поводу "ставить свечки", вопрос: "А зачем их ставить-то?" От ответа на этот вопрос зависит и ответ: ставить их или нет. Если кто-то думает, что эта свечка, то есть именно вот этот кусочек воска, сгорая, способен что-то там этакое сделать, то он ошибается, и в этом случае не надо ничего ставить. Если человек думает, что этот воск или деньги, на которые он его приобрел, зачем-то нужны Богу, то и в этом случае ставить свечку не нужно. Зачем ваши деньги и воск Тому, Кто Сам же вам это и дал, да и вообще Сам сотворил всю эту вселенную?
Возникает вопрос: зачем же тогда делаем это мы, православные? Да затем же, зачем и все остальное в храме: целуем иконы, становимся на колени - да много чего делаем. Всё это внешние специфические формы выражения нашей молитвы. Заметьте: "нашей", а не "вашей". Почему это я так подчеркиваю? Объясню на примере. Вот муж и жена (я, конечно, подразумеваю настоящих, то есть любящих друг друга, супругов). У них тоже будут свои специфические формы общения - они обнимаются, целуются и т.д., не будем вдаваться в подробности. И эти самые формы, хоть они и внешние, физические, материальные, для них, тем не менее, срабатывают, помогают (заметьте, всего лишь помогают) выйти за пределы материального и прикоснуться к миру более высокому, помогают достичь реального духовного общения друг с другом, то есть любви (те, кто это испытал на себе, меня поймут). Но те же формы уже не срабатывают, если их применить где-то "на стороне", - более того, даже вред нанесут (в супружеском общении - там, где раньше это "работало" - они уже не будут приносить того эффекта).
Отвлеченный пример? Нет, эта аналогия, на самом деле, очень близка к предмету обсуждения. Дело в том, что молитва (в "нашем" понимании) - это общение с Богом. Понимаете, именно общение - само как таковое, а не просто желание пообщаться. Как в разобранном примере: муж и жена любят друг друга и выражают эту любовь какими-то словами или действиями, но не сами эти слова или действия есть любовь. Слова только лишь помогают этому чувству выразиться, актуализироваться, выйти из потенциального в актуальное. Но ведь это возможно только в случае, если есть эта самая реальность, которой всего-то и надо просто на свет появиться (как ребенку родиться в роддоме возможно, только если была настоящая беременность, а не ее желание, потуги и прочие проявления, но без реального ребенка во чреве).
Именно поэтому наша Православная Церковь и начинается с Причащения - иначе просто не о чем вести речь. В Причастии мы входим в такую связь с Богом, которая без этого невозможна, и связь эта реальна. Она подобна связям муж-жена-дети-родители. Эта связь не вымысел, не продукт нашей психики, она объективна, не зависит от нас. Не зависит - в том смысле, что сам человек ее сотворить не может, только Богу это под силу. Но от человека зависит, будет ли он в конечном итоге этой связью пользоваться в своей жизни. Вместо человека Бог его жизнь не проживет. А Таинство Крещения совершается для того, чтобы потом человек смог приступить к Причащению. При Крещении происходит как бы "добавка" к человеческой природе, позволяющая ему это делать (т.е. причащаться). По аналогии: появление на свет в роддоме, совершенное единожды, позволяет человеку много раз посещать занятия в школе, коей возможности он, естественно, был лишен, пока находился во чреве матери.
В общем, подытоживая, можно сказать следующее: все те внешние формы, которые мы совершаем в храме, могут наполняться реальным содержанием только для того человека, который реально его имеет (прежде всего, благодаря Причастию). Ну а уж насколько эти формы будут полезны человеку постороннему? Наверное, настолько же, как и посещение этим человеком какой-нибудь счастливой семьи, где царит любовь. Пусть и приятно порадоваться за других, но сам-то от этого счастливее не станешь, сам ведь к этой любви не причастен - хоть и хороший сам по себе человек, но не родной этой семье, а своей семьи нет. Хотя в случае Церкви человек вполне может стать таким вот родным - никаких препятствий, кроме своих желаний и зашоренных глаз, нет. И приняв Крещение, причащаясь, используя опыт предыдущих на этом пути (в первую очередь святых), можно актуализировать ту реальность, обладателем которой потенциально становишься.
Ну а дальше уже все совсем просто. Лучше, чем Бог, никто человеку помощь не окажет. Следовательно, если я кому-то хочу помочь (хоть живым, хоть мертвым), то лучшее, что я могу сделать, - это связать его с Богом. А там уж Бог разберется. Ну а как я кого-то могу связать с Богом, если сам с Ним не связан? Следовательно, сначала надо связаться с Богом самому, а уж потом помочь это сделать другому. Вот и все: как говорил святой Серафим Саровский, "спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи". Понятно ведь: если плавать не умеешь, то как спасти утопающего? - И деньгами в этот момент не поможешь, если нет умения. А лучший способ спасти другого - это научить его самого плавать, поскольку в другой раз рядом тебя может не оказаться.
И последнее: только любовь может заставить человека что-то делать в этом направлении. Потому что все это связано с большим трудом, самопожертвованием, и ничего, кроме любви, не сможет помочь удержаться на этом пути. Даже если из любопытства сунешься, все равно выскочишь, как ошпаренный, и побежишь туда, где предлагают строевым шагом за умеренную плату, проделав по алгоритму определенное количество шагов, войти в Царство Небесное.
Протоиерей Савва Щербина