Денис Мантуров рассказал о претензиях Sony Pictures к крупнейшим сетям


sony_pictures_studios_motor_gate_1.jpg
Фото: cnews.ru

Российский рынок кино погружается в атмосферу напряженности: «Контент-клуб», являющийся бывшим представительством известной американской студии Sony Pictures, выступил с неожиданно жесткими требованиями. Компания развернула масштабное наступление против ведущих сетей кинотеатров, потребовав вернуть близкую к миллиарду рублей сумму задолженностей. За один месяц были поданы более двадцати исков к ключевым игрокам отрасли, среди которых оказались гиганты — «Формула кино», «Синема парк», «Киномакс» и другие известные мечендайзеры голливудских фильмов в России.

Внезапное обострение: миллиарды под угрозой

Начало 2024 года оказалось для крупных российских киносетей не просто сложным, а, возможно, судьбоносным: исковые заявления «Контент-клуба» породили тревогу в профессиональной среде. Суммарно на кону — около 1 млрд рублей. Причина — долги по договорам, заключённым ещё на заре 2019–2020 годов, когда партнерство с западными студиями казалось незыблемым.

Ключевую часть требований составляют обязательства за прокат фильмов, в том числе голливудских блокбастеров, чьи показы многократно продлевали, несмотря на последующие геополитические потрясения. Всего лишь по двум объединениям «Формула кино» и «Синема парк» бывшие представители Sony Pictures намерены взыскать астрономическую сумму — 436,4 миллиона рублей. Немногим меньшая претензия к «Киномаксу» — 176 миллионов.

Подоплёка: международный бизнес в состоянии ожидания

История достигла апогея спустя два года после официального ухода Sony Pictures с российского рынка. В 2022 году студия заявила о приостановке деятельности в стране, при этом накопленные долги российских партнеров так и не были рефинансированы. Новый юридический статус «Контент-клуба» мало что изменил: несмотря на смену вывески и уход западных менеджеров, компания остается правопреемником всех контрактных долгов. Возврат средств за уже прошедшие киносеансы — вопрос не столько коммерческий, сколько принципиальный.

Учитывая немалый опыт ведения бизнеса с зарубежными компаниями, отечественные прокатчики были готовы ко многому, но тяжбы такого масштаба в судах ожидали немногие. Значительная часть исков пока лишь зарегистрирована, однако поступают сведения, что по некоторым процессам уже приняты предварительные меры.

Судебный цейтнот и санкционная неопределенность

Эксперты юридического сообщества предупреждают: перспективы данных разбирательств весьма неоднозначны. Арбитражные суды, чаще всего, не делают различий между российскими и зарубежными фирмами в вопросах возвращения долгов. Однако принудительное исполнение таких решений упирается в жесткие ограничения на переводы денежных средств за границу и список санкций, который с каждым месяцем только расширяется.

Юристы отмечают, что буква закона на стороне истца — контрсанкционные меры не препятствуют взысканию задолженностей с российских компаний. Вот только получить реальную выплату непросто: банковские каналы перекрыты и даже при положительном для «Контент-клуба» вердикте вопрос выплат может зависнуть в посреднических схемах. Не случайно многие представители иностранных бизнес-структур предпочитают вовсе списывать потери, осознавая риски бесперспективных судебных тяжб.

Реакция рынка и властей: если иностранцы вернутся, всё изменится?

Контекст вокруг истории с требованием Sony Pictures проецируется сразу на все аспекты будущего российского киноиндустрии. Теперь именно государственные чиновники стали главными медиаторами гипотетического возвращения ушедших брендов. Первый вице-премьер Денис Мантуров уверенно заявил: возвращение иностранных компаний на российский рынок будет сопряжено со строгими условиями и новым набором обязательств, вплоть до соответствия техническим и территориальным требованиям в отношении новых субъектов федерации.

Рынок ждет — от кого первым посыпятся уступки: от просяторов или клиентов, обязанных платить. Власти, в свою очередь, подчеркивают, что относительно мягкий режим, который устанавливали для зарубежных партнеров в прежние годы, безвозвратно ушёл. Теперь любые попытки иностранных корпораций вновь ступить на отечественную почву будут жестко контролироваться, и ценою на вход станет согласие работать по российским правилам — включая закрытие всех возможных юридических "лакун".

Экономическое давление и приоритет отечественного контента

На фоне судебных исков и бесконечных обсуждений того, будет ли рынок вновь открыт западным гигантам, правительство каждый раз подчеркивает приоритет компаний, работающих в ЕАЭС и занимающихся производством собственных фильмов, сериалов и мультимедиа-продукции. По словам Дениса Мантурова, акцент смещён на технологический суверенитет: если раньше западные поставщики традиционно занимали лидирующие позиции, теперь ставка — на отечественные студии.

Тем не менее популярный зрительский интерес к громким голливудским премьерам сохраняется, а значит на карте остаётся масса нерешённых вопросов как для мультиплексов, так и для производителей прокатного контента. Вполне вероятно, что именно в ближайшие месяцы сформируется новая система баланса — дилеммы между поступлением доходов от зарубежных релизов и соблюдением санкционного законодательства.

Кинорынок на раздорожье: тревожные ожидания

Особую интригу в ситуацию вносит неверие участников рынка в то, что конфликт ограничится только рамками судов и финансовых разбирательств. За плечами у отечественных кинотеатров — не только миллионы рублей, но и репутация крупнейшей аудитории Восточной Европы. Принудительный уход Sony Pictures спровоцировал долговой кризис, которому до сих пор не видно логического завершения.

Судьба исков к «Формуле кино», «Синема парку» и другим киногигантам покажет, сможет ли отечественный рынок выстоять под двойным прессингом: со стороны международных игроков и внутри страны, где требования к прозрачности и платежеспособности становятся всё строже. Меняется всё — от подхода к организации бизнеса до самой модели дистрибуции контента. Кинопрокатчики, оказавшиеся на линии огня между требованиями Sony Pictures и новыми законодательными реалиями, балансируют между выживанием и риском полной реструктуризации индустрии.

Оправдаются ли самые мрачные ожидания? Смогут ли кинотеатры сохранить независимость и финансовую устойчивость, или же нас ждёт волна банкротств и переформатирования рынка? Ответ — совсем не за горизонтом: он прояснится уже в ближайшее время.

Источник: biz.cnews.ru

Последние новости