Ликбез

крест   logo-textlogo-text  logo-text

Что такое соборность?

Плюрализм в государстве - это демократия, а плюрализм в голове - это шизофрения.

Верую во едину, святую, соборную и апостольскую церковь.

Понятие соборности по существу.

Почему мы называем Церковь - соборной? Ну не потому ведь, что она соборами управляется. И не потому, что самые крупные здания храмов так же называются соборами. А почему тогда?
Словом "соборная" перевели греческое понятие "кафолическая", т.е. католическая, вселенская - это один и тот же греческий термин, но переведенный и понимаемый православной и католической церквями по-разному. Причем по-разному настолько, что и захочешь, а ничего общего не найдешь.

Католическая церковь понимает свою кафоличность, свою вселенскую роль, в смысле собственного общемирового распространения: католическая церковь должна охватить весь мир, а все население должно стать её членами. Ни больше, ни меньше. Это очень поверхностное понимание церкви, направленное вовне, в окружающий мир.

Отсюда, из этого понимания своей кафоличности, проистекает, в частности, агрессивная миссионерская политика Ватикана, изобредшего унию, а ныне не постеснявшегося на канонической территории Русской Православной Церкви учредить свои епархии и открыто вести прозелитическую деятельность. Называемую, впрочем, миссионерской, что еще горше - неужели в 21 веке папа думает, что на Руси о Христе слыхом не слыхивали?

Православное понимание кафоличности, или соборности, восходит к пониманию Церкви как Тела Христова, в котором все члены Церкви являются клеточками целостного Богочеловеческого организма. То есть церковь являтся единой. Не только единственной (...верую во едину...), а еще и единой, цельной.

Чем характерно такое понимание соборности? Все клеточки в едином организме находятся в неразрывной взаимосвязи между собой. Чем характеризуется единый организм? Апостол говорит: болит ли один член, весь организм болеет. Кафоличность характеризуется взаимовлиянием всех своих составляющих, то есть нас, клеточек Тела Христова.
Допустим, у меня болит зуб. Как я мучаюсь! Но почему, позвольте? Это же не я болею, это же болит всего-навсего один из членов моего организма: какой-то там маленький зуб, подумаешь, велика важность! Но вот вылечился зуб. Какое облегчение всему мне, всему моему телу! Подобно этому, духовное излечение одного - единственного человека, приносит огромную пользу всему соборному телу Церкви. Приносит существенно, прямо и непосредственно, а вовсе не иносказательно или в переносном смысле. Приносит так же, как излечение желез внутренней секреции прекращает сонливость, или излечение порока сердца прекращает слабость и обмороки всего организма.

Но это еще не все. Христианство утверждает, что Церковь является тем идеалом, которым должен стать мир, и которым в потенции (т.е. в возможностях) мир является. И свойства идеала мира как Церкви, т.е. свойства соборности, в мире пребывают. Это означает, что христианство рассматривает мир как соборное целое. Все в мире взаимосвязано. И огромным положительным событием, влияющим на весь мир, является излечение одного из его членов.

Кстати, пока не забылось: о некоторых храмах, называемых соборами. Они называются так потому, что в идеале там служит не один священник, а собор священников. Например, несколько иереев одновременно служат Божественную литургию. Эти слуги Божии во время службы являются одним цельным существом, единым собором священнослужителей. Со временем и сами храмы, в которых служит собор священников, народ, не вникая в детали, стал называть соборами.

Соборность и жизнь в обществе.

Соборность можно так же рассматривать как способ общественной жизни. Способ этот исключает принуждение, но нет в нем ничего такого, что напоминало бы выводы Кропоткина. Живя соборной жизнью, члены общества абсолютно свободны, но их свобода совершенно противоположна атомистической свободе Зиммеля. Соборность жестко иерархична (как иерархичен живой организм, имеющий системы и подсистемы), но является отрицанием тирании. Соборность имеет в основе идею упомолномоченности, но является противоположенностью демократии.

Совершенное понимание соборности и выборного начала не соответствует соборности и выборному началу, как они существуют в человеческих учреждениях. Соборность есть высший принцип, чем единоличие, но при этом соборность сравнительно с тем лицом, которое она уполномачивает или авторизует, обладает высшим порядком, а не наоборот (как в демократических выборах).
Для Христа таким соборным началом является Триединый Бог, в недрах Которого Он Сам, как Сын, пребывает, и волю Которого Он пришел исполнить.
Будучи по Богочеловечеству уполномоченным Св. Троицы на земле и будучи по Божеству ее активным членом, Он по Своей силе данной Ему власти действует свободно и организует собор Апостолов. Он дает им силы и полномочия потребные им, из тех сил и полномочий, которые Сам имел. В день Пятидесятницы Он авторизует собор Апостолов авторитетом Святой Троицы, послав им от Отца дары Святого Духа. Каждый из апостолов, в силу авторитета, данного им всем вместе, уполномачивается на то или иное служение. Каждый идет и исполняет волю своего собора, видя в ней волю Бога, Христа и Св. Духа, т.е. Святой Троицы, осязательно давшей Свои силы на совершение данных Христом полномочий.
Каждый из апостолов идет и организует другие соборные отдельные церкви, будучи для них центром, из которого исходят и учения и силы благодатные и власть. Избраннейших лиц апостолы облекают той силой и властью, которую имеют сами, делая их своими заместителями и преемниками. Каждый из этих заместителей и преемников - только исполнитель и выразитель тех полномочий, которые получил каждый из апостолов от всего своего собора, а этот последний - от Христа и Триединого Бога.

Соборность реализована Церковью Христа. Кто же члены того общества, которое живет соборной жизнью? Бог - Троица, ангелы, святые и вообще спасшиеся люди. Это члены Небесной, или торжествующей Церкви. Здесь, в нашем мире, к соборному обществу присоединяются члены земной, или воинствующей Христовой Церкви.

В древности произошла катастрофа (по церковному - грехопадение), в результате которой природа нашего мира была повреждена, и повреждена существенно, глубинно.

Появилось то, чего раньше не было, а именно - тление и смерть. Для поддержания собственной жизни существа стали пожирать друг друга. Протекание любых процессов стало неотъемлемо сопровождаться ростом энтропии (не только и не столько термодинамической, хотя термодиномическая энтропия - хороший пример). Следствием информационных процессов является энтропия информационная и информационное загрязнение той среды, в которой зарождается, живет и "действует" информация - например в наших головах.

Поэтому в нашем падшем мире соборность в своей полноте реализована быть не может. Инструментами, служащими для хоть какого-то выражения соборности, являются принципы иерархии и свободы. А пользуясь категориями государственного устройства - монархия и демократия (понимаемая как свобода, но не как власть плебса). Как и все в нашем мире, эти принципы следует применять осторожно, руководствуясь пониманием воли Божией. Иначе и монархия и демократия превращаются в вожделенную врагом спасения тиранию.

Поскольку есть две стороны человеческих отношений - безусловное подчинение и отсутствие такового, постольку есть две основные современные нам формы государственного устройства - монархия и демократия (в крайнем выражении - тирания и анархия). Анархию при нашей постановке вопроса рассматривать бессмысленно, а монархию - неактуально. Потратим несколько времени для отделения современной нам практической формы государственного устройства большинства т.н. развитых стран, от соборности.

Там, где начинается свобода слова, свобода мысли заканчивается.
Максимилиан Волошин

Thumbnail imageСразу же заявим, что надо быть чересчур политически ангажированным (или предельно наивным, или просто не задумывающимся) человеком, чтобы не заметить происходящего сейчас во всем мире превращения демократии в свою социальную противоположность. Чтобы оценить процесс во времени, посмотри на творчески одаренных людей, которых из-за особенной чуткости души принято называть совестью общества, начиная с подобных лорду Байрону, через сомышленников Брэдбери, и к современному нам Дугласу Адамсу. Потом повнимательнее оглянись вокруг себя, обращая внимание на факты, а не на их оценку средствами массовой информации.

Надеемся, ты способен завалить нас соответствующими примерами в диапазоне от взглядов Хемингуэя и Ремарка до позиций правых сенаторов на иракских слушаниях в конгрессе США.


Любая тирания основывается на обмане, который есть лишение свободы.

Первый обман демократии - это плюрализм.

Мы живем в демократическом государстве. Мы терпимы к людям. Мы - плюралисты.
Не представляя себе четко, что такое именно есть плюрализм, мы привыкли думать, что главное в нем - одинаковое ко всем отношение, потому что все равны. И черные, и белые, и голубые. И инженеры, и рабочие, и бандиты. Каждый может иметь точку зрения и каждая точка зрения имеет право на существование. Каждый имеет право знакомить со своей точкой зрения любое количество людей. Продолжая развивать эти положения, заявим, что все интересы всех групп людей одинаково важны, а сами группы равны между собой и тоже одинаково важны. Не правда ли, знакомое рассуждение? Говоря строже, мы привыкли, что принцип плюрализма призывает нас относиться к различным группам общества и их мнениям как к равноправным между собой.
Современное нам общественное сознание воспринимает плюрализм прежде всего как нравственный релятивизм. Однако плюрализм из другой сказки. Плюрализм вообще не про то. Неясно, почему мы забыли истинное значение этого слова, да и не об этом речь. Важно то, что "вектор приложения сил" настоящего плюрализма направлен в другую сторону.
К чему мы приходим, последовательно применяя искаженный принцип плюрализма? В самом деле, пусть одна группа людей утверждает, что 2х2=3, а другая группа людей, что 2х2=4. Если мы приверженцы "плюрализма", то как люди до конца перед собой честные, мы должны признать, что произведение 2х2 может принимать разные значения. Что не верно. Сейчас мы воспользовались серьезнейшим и проверенным методом, известным в математике и логике как метод "от противного". Делается некоторое предположение, из которого выводятся следствия. Если в выводе следствий не содержится ошибок, но сами следствия неверны, то неверно исходное предположение.
Итак, настоящий плюрализм не отменят сравнительного анализа жизненных ценностей множественных групп людей. Настоящий плюрализм не признает за разными группами равные права. Так что, когда Боря Моисеев заканчивает свой концерт словами "Я вас люблю! Ваш Борис Моисеев, такой же как и вы, 3.14дорас", то он не прав. И для того, чтобы быть плюралистом и демократом, не обязательно быть, извините... таким как он.

Второй обман демократии - это толерантность, понимаемая как требование уважения чужих заблуждений.

Такое требование есть ни что иное, как искажение интуитивно всеми разделяемого христианского принципа уважения к свободной личности. Происходит тонкая подмена. Принцип уважения личности софистически переносится сначала на взгляды личности, а далее на заблуждения личности, которые, оказывается, уважать надо так же, как и саму личность. Если некто отказывается уважать заблуждения, ему вменяется неуважение к личности, и виновник неуважения выводится тем самым за скобки цивилизованного к нему отношения. Как будто всем ясна разница? Всем. Но почему же тогда на деле, когда наш мир все интенсивнее требует от нас уважения чужих заблуждений, мы все охотнее и охотнее уступаем таким требованиям? Ответ проще пареной репы: потому, что мир обещает нам в ответ уважение наших заблуждений. Дешево же мы продаемся.
Святые отцы и столпы церкви учат любить человека, который грешит, но ненавидеть сам его грех, требуют, чтобы уважение к человеку отделялось от ненависти ко греху. К тому же призываем и мы.

Третий обман демократии - неосновательное объявление власти большинства (см. словарную статью) фактически достигнутой.

Например, задумывался ли ты, что согласно Федерального закона №175-ФЗ от 20 декабря 2002 года (в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 г. № 82-ФЗ, от 23.06.2003 г. № 83-ФЗ, от 23.06.2003 г. № 84-ФЗ) "О выборах депутатов государственной думы..." выборы считаются состоявшимися, если в них участвовало 25% от числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования? Нетрудно убедиться путем несложных подсчетов, что "всенародно избранную власть" избирает примерно 12,5% населения. А низкая явка российского избирателя всего лишь отражает фиаско самого принципа. В странах с высокой явкой и соответствующие цифры иные, поскольку достижения манипуляции общественным сознанием в более цивилизованных странах существенно выше, чем в России, и более высокая явка оболваненного избирателя не несет опасности для развивающейся тирании демократии.

Спрашивается, а какое дело церкви до форм государственного устройства, когда церковь благословляет любую власть и молится за нее? Церковь же должна быть отделена от государства, а кругом ее забот является духовная жизнь людей, не так ли? Именно так. И именно поэтому мы имеем право утверждать и утверждаем, что современная нам тирания демократии сопровождается духовной смертью человека, тиражирует ее, эту смерть и, чтобы не сказать слишком сильно, основана именно на духовной смерти населения.

подробнее об этом >>