А что тут непонятного? Вера - это когда во что-либо веришь. Религиозная вера, очевидно, это феномен безосновательной веры. Что же еще? Надо же было раньше гром с небес чем-то объяснить, или таинственные ночные звуки из глубины леса или пещеры...
Странно, но неверующие люди абсолютно точно знают, что такое вера. Каких только глупостей от них не наслушаешься. Вот лишь наиболее приличные формулировки:
Подобные примеры можно умножать до идиотизма, только зачем? Обычно они сводятся к тому, что вера является комплексом аксиом (недоказываемых постулатов), на которых строится религиозное мировоззрение. Такое утверждение не есть истина и одновременно есть отрицание истины. Не лучше ли ознакомиться с мнением верующих о своей вере?
Вера - это непосредственное опытное личное переживание богообщения.
Это самое богообщение наступает не вдруг, а по прошествии некоторого пути, не очень большого, впрочем; но для того, чтобы встать на этот путь, сначала необходимо поверить, что он действительно существует. И тогда мы сможем удостовериться в этом на практике. В этом смысле гносеология веры ничуть не отличается от гносеологии других областей человеческого знания.
Христианские истины до такой степени отторгаются социальным человеком, что феномен веры начинает восприниматься как относящийся исключительно к сфере религиозной, так что и саму религию часто называют просто верой. Это справедливо, но не более, чем и в отношении к любой другой области познания.
Путь к знанию для человека всегда открывается с веры родителям, учителю, книге и т. д. И только последующий личный опыт укрепляет (или, напротив, ослабляет) веру в правильность ранее полученной информации, превращая веру в знание. Вера и знание, таким образом, становятся единым целым. Так происходит рост человека в науке, искусстве, экономике, политике...
По этим же причинам человеку необходима вера и в религии. Она является выражением духовных устремлений человека, его исканий и часто начинается с доверия тем, кто уже имеет в ней соответствующий опыт и знания. Лишь постепенно, с приобретением собственного религиозного опыта, у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной духовной и нравственной жизни, по мере очищения сердца от страстей. Как сказал один из великих святых: Душа видит истину Божию по силе жития.
Христианин на этом пути может достичь такого познании Бога (и существа тварного мира), когда его вера срастворяется со знанием, и он становится “один дух с Господом” (1 Кор. 6,17).
Как во всех естественных науках вера предваряет знание, а последующий опыт подтверждает веру (ты не подойдешь к микроскопу, если сначала не поверишь, что сможешь там что-либо увидеть), так и в религии вера, исходя из глубоко интуитивного чувства Бога, приобретает свою силу только в непосредственном личном опыте Его познания.
И лишь вера в небытие Бога, во всех своих мировоззренческих вариантах, остается не только не оправданной в опыте, но и находящейся в вопиющем противоречии с великим религиозным опытом всех времен и народов. В то время как религиозные догматы подтверждаются непосредственным опытным знанием, основные аксиомы науки до сих пор не подтверждены ничем. Но мы об этом не задумываемся, нам и так хорошо.
В науке (естествознании), как и в религии, существуют такие безусловные положения — “догматы” — которые не доказываются и не могут быть доказаны, но принимаются в качестве исходных, поскольку являются необходимыми для построения всей системы знания. Такие положения называются в ней постулатами или аксиомами. Естествознание базируется, по меньшей мере, на следующих двух основных положениях: признании, во-первых, реальности бытия мира и, во вторых, закономерности его устройства и познаваемости человеком.
Рассмотрим эти постулаты.
Но даже если эти постулаты истинны (а в этом едва ли можно сомневаться), то и тогда остается важнейший вопрос, без решения которого сама постановка проблемы “наука и религия” теряет всякий смысл, — это вопрос о достоверности самого научного познания. Но это, как говорится, совсем другая история.