Сомневающимся
Видео к разделу

крест   logo-textlogo-text  logo-text

Кто есть Бог?

Ну... Смотря что под этим понимать... То ли некий принцип, всеобщий мировой закон... То ли справедливый господин, который наказывает за грех, но вознаграждает за праведность... То ли экспериментатор, создавший мир и наблюдающий за ним, но ни во что не вмешивающийся, а может уже и не наблюдающий... Сложно сказать, да и навряд ли человек вообще способен понять сущность Бога. А что говорит всезнающее православие?

Я оплакивал род человеческий, так как ища необычайных доказательств, люди приводят человеческие понятия и слова, и думают, что изображают Божественное естество, то естество, которого никто ни из ангелов, ни из людей, не мог ни увидеть, ни наименовать.
преп. Симеон Новый Богослов

На протяжении столетий религиозная мысль человечества, особенно христианская мысль, искала ответ на вопрос о том, что, а вернее, Кто есть Бог; нередко казалось, что на него вообще невозможно ответить. Любые попытки позитивных определений оказывались ущербными, так что многие мыслители вообще считали только возможным говорить не о том, что есть Бог, а о том, чем Он не является. Подобная неопределенность с таким, казалось бы, основополагающим понятием, тем не менее, довольно естественна. Нам мешает говорить о Боге и приблизительность человеческого языка (любого), и несоотносимость Бога и нашего опыта, и многие малопригодные модели, сохранившиеся в качестве культурного наследия.

Культурные стереотипы, бытующие в современной России, подразумевают, что церковное вероучение должно ясно и четко ответить на вопрос о том, что есть Бог. На самом деле, как это часто бывает со стереотипами, это недоразумение. Учение Церкви, в частности, догматическое учение, выковывалось в тяжких и долгих спорах не для того, чтобы дать позитивное определение Бога, а для того, чтобы обезопасить верующих от явно ошибочных направлений богомыслия (мышления о Боге). Это важно, потому что знание Церкви, на самом деле, является не столько знанием о Боге, сколько знанием Его Самого, опытом отношений с Ним. И вот что в этом опыте отношений Церкви с Богом поддается позитивной (катафатической) формулировке:

Бог есть и называется природой всех вещей.

Это означает, что Бог является онтологической основой мира (Космоса, Вселенной). При этом, мир не сделан из Бога. Мир, в том числе и мир Ангелов, имеет в своей основе некую единую материальную субстанцию. Бог же есть Дух и нематериален. В основе Бога и мира нет некой единой природы, из которой сделаны и Бог и мир или которая присуща и Богу и мир. Напротив, Бог есть виновник мира, и Своими действиями и их способом (по-гречески энергиями), а не Своей сущностью, един с миром. Итак, мир един с Богом в энергийном смысле, но различен с Ним по существу. Природой, основой, характером существования и самой возможностью мира является Бог. И какова же эта природа, каков же Бог?

Бог есть любовь.

И ничего в Нем нет, кроме любви. А какая это любовь? Любовь ведь бывает разной: платоническая, телесная, к колбасе, к Родине и так далее. И какова же любовь Бога? Эта любовь - жертвенная. Готовность отдать себя за других. Готовность пожертвовать собой, отдать жизнь за други своя. Вот человек бросается под пули, чтобы защитить других. Александр Матросов так возлюбил своих, что бросился на дот и закрыл собой пулеметное гнездо. Бог так возлюбил мир, что для его спасения взошел на крест. За меня и за тебя. Нас ради человек и нашего ради спасения. Таков характер Божественной любви.

Если Бог есть природа всех вещей, и эта природа есть любовь, то в гносеологическом плане это означает, что понять природу вещей и отношений можно только на основе любви, на основе единения с объектом (или субъектом) познания. Так как процесс единения двусторонний, то истинное познание влияет на объект познания (наличие наблюдателя изменяет протекающий процесс).

Бог - Спаситель.

Реальная история мира и жизнь каждого человека неизбежно отравлена смертью, небытием, принять которое для человека невозможно. Бог сотворил нас для жизни, и мы противимся смерти, хотя сами в ней и виноваты (в широком смысле). Бог же - Тот, кто возвращает нас к жизни; на Кресте Он разделил с нами наше страдание и смерть, чтобы уничтожить их. На вопрос «Кто есть Бог» с точки зрения христиан достаточно сказать, что Бог - это Тот, Кто ради нас победил нашу смерть и дает нам участие в Его жизни, вечной и неподвластной смерти. Бог отдает нам Свою жизнь не потому, что мы этого заслужили - «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Ничто, кроме любви к нам, не "вынуждает" Его так поступить. И перед лицом этой жертвенной любви Христа на первый план выходит не то, Кто есть Бог, а то, сможем ли мы ответить на Его любовь подобной же жертвой.

Бог - Троица.

Приход в мир Господа Иисуса Христа, в Котором, по слову ап. Павла, обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9), заставил задуматься о том, Кого Господь Иисус называет Отцом, в Чьи руки Он предает дух на Кресте? Если Сам Бог взывает «Авва, Отче» (Рим. 8:15, Гал. 4:6) - Кто и к Кому при этом обращается? Подобные вопросы возникли (не могли не возникнуть у апостолов, иудеев и, следовательно, строгих монотеистов) и в тот день Пятидесятницы, когда Бог Дух Святой вселился в их сердца.

Доказать троичную природу Бога в философских категориях нельзя, но и оспаривать ее невозможно - это просто непреложный жизненный факт, живая реальность человеческого опыта, бесспорная истина, взятая из наблюдаемой действительности. Отсюда было сформулировано основополагающее для христианства учение о Едином Боге - Троице: от Бога Отца рождается Бог Сын, от Бога Отца исходит Бог Дух Святой. Поскольку Сын рожден Отцом - Он не тварен. Поскольку Дух исходит из божественного источника - и Дух не тварен, а поскольку Он не рожден - Он не Сын. Чем отличается рождение от исхождения, мы не знаем; нам только известно, что этим обозначается различие способа существования Божественных ипостасей. При этом в Троице нет ни отношений соподчиненности (божественные достоинства ипостасей равны), ни модализма (когда каждая ипостась - модус единственной, "общей на трех", личности).

Как понять Троицу? Естественный путь пролегает через аналогию с человеком, поскольку он есть образ Божий. Рассмотрим.
Все мы знаем, что такое дух эпохи (дух эпохи раннего ренессанса, например, или дух эпохи НТР), хотя это и непросто выразить немногими словами. Нам понятно, что такое дух художественного произведения. Таков и дух человека - нечто трудноуловимое, но от этой личности определенно исходящее. При этом дух поступков человека может быть верно понят только в контексте главной, последней в жизни человека цели, которая определена его умом (так различаются дух монаха, интересующегося только сотериологическими вопросами, и спекулянта, поставившего наживу целью своей жизни). Поняв дух конкретного человека, мы можем понять и его действия. Далее.
Ум человеческий рождает мысли. Понятно, что мыслей не бывает без рождающего их ума, а ум без мыслей - не ум. При этом мысли не являются умом, а ум - мыслями. Не является умом и человеческий дух, который не существует в отрыве от целеполагающего ума. Ум, мысли (логос) и дух, оставаясь различными реальностями, составляют целого человека.
Вот эта триада и есть ближайшая из доступных аналогия Божественным Отцу, Сыну (Логосу, Слову) и Святому Духу. Божественные ипостаси несводимы одна к другой, существуют неразрывно и являют Единого Бога.

Обыкновенный западный христианин не  понимает троичности. Он верует в Бога вообще, верит в человека Иисуса, который принес избавление от грехов, и в Духа Святого, который есть "источник радости и счастья", но зачем нужны три ипостаси, он не понимает.

Три Лица (Отец, Сын и Дух) - не три Бога, и это не противоречие, а парадокс, подобный независимости скорости света от скорости светового источника при равноправии инерциальных систем отсчета или корпускулярно-волновой природе электромагнитного излучения: логически непонятно, но в реальной действительности наблюдается и подтверждается опытной проверкой. Как это объяснить - мы не знаем, можем лишь строить аналогии разной степени силы и качества, но факт остается фактом. Именно отсюда следует еще один важный факт о Боге:

Бог - един.

Собственно, это не нуждается в комментариях и разъяснениях; тем не менее единственность Бога отнюдь не была очевидна человечеству, а многим не очевидна и по сей день. Откровение Бога о том, что Он - един и нет иного, представляет собой краеугольный камень всей библейской традиции. Если поставить его под сомнение, перестанет существовать не только христианство, но и монотеизм вообще (иудаизм, ислам).

Таким образом, кроме Единого Бога, Творца неба и земли, всё остальное (и все остальные) - сотворено. Помимо прочего, отсюда следует, что все, что люди считают божествами, вся гигантская мифология политеизма, - в лучшем случае заблуждение. Иногда это заблуждение является добросовестным, но суть дела от этого не меняется. Именно поэтому христианство невозможно «интегрировать» в синкретические религиозные системы, его ни с чем нельзя «совместить». Такая эксклюзивность часто вызывала и вызывает раздражение.

Бог - личность.

Древние не знали понятия «личность» в нашем современном понимании этого слова; оно создано и осмыслено, в сущности, только христианами.

Греки в те времена пользовались термином prosopon, личина; они мыслили личность как маску, надетую на некую безликую субстанцию, общую всем людям. Римляне, напротив, использовали слово persona, персона; они в первую очередь имели в виду единицу, ответственную перед законом. Поэтому свв. отцам пришлось изыскать слово hypostasis, ипостась, почти лишенное содержания в греческом языке первого тысячелетия, и воспользоваться им для того, чтобы избавиться от неадекватных слов современного им языка.

В наше время мы называем личностью единую и неделимую нематериальную сущность человека, и каждый из нас может если не понять, то хотя бы почувствовать, что такое личность на собственном примере, потому что каждый человек - личность, и в этом он подобен Богу. Личность - это тот, кто обладает сознанием и волей, разумом и творческой способностью, и многое другое, то есть владелец этих качеств. Я - это я, как сказал однажды Моисею Сам Бог. Для современного человека важно помнить, что личность не ограничена одной только рациональностью; не зря древние часто называли ее душой или сердцем. Личность, кроме того, не привязана «намертво» к конкретному материальному носителю (например, мозгу) и не субстанциональна, то есть ни из чего не состоит.

Личностность Бога мы мыслим по подобию нашей личностности, понимая, что на самом деле Бог есть единая Личность, существующая в трех ипостасях, каждая из которых имеет личный характер.

Бог - непостижим.

Существо Божие уникально, поэтому мы не можем познать его путем сравнения, по аналогии. К тому же, мы не имеем необходимого инструментария для богопознания, ибо Бог трансцендентен миру. Кроме того, Бог существо бесконечное, тогда как познающий человеческий разум ограничен, и потому не в состоянии объять необъятное.
Aperinoetos, неохватный для ума, непостижимый и неизреченный - так называют Бога христиане в молитве Литургии свт. Иоанна Златоуста. Сколь глубоко бы мы ни проникли в тайну Бога, никогда мы не сможем утверждать что все в Нем поняли; Сам Бог открывает Себя людям не в дискурсивных определениях, не в словах и «рассказах», а в живой личности Иисуса Христа.
На самом деле многие христианские мыслители неявно полагают, что человек (в его нынешнем греховном, отчужденном от Бога состоянии) иначе, как через Откровение Самого Бога, не может узнать о Нем вообще ничего. Более радикальная точка зрения утверждает, что и изначально, в замысле Бога о человеке, предполагается возможность для нас знать Бога, а не знать о Боге. Можно сказать, что о Боге нельзя говорить в третьем лице - «Он», а только в первом - «Ты».
С непостижимостью Бога тесно связан еще один ключевой факт библейского Откровения:

Бог - иной.

Бог не является частью творения, и творение не является частью Бога; они принципиально иноприродны друг другу. Потому, быть может, Бог и непостижим для нас, что Его природа иная, чем наша и всего тварного мира. Более того, неочевидно, что рассуждение о природе Бога было бы корректным... Свв. отцы поэтому предпочитали говорить не о природе (греч. physis), а о сущности (греч. ousia). Иноприродность, трансцендентность Бога и делает таким длинным и сложным ответ на вопрос «Что есть Бог».
Когда Моисей спросил у Бога о Его имени, Господь дал ему ответ «Я есмь Сущий». Бог - это Тот, Кто существует, Кто неизменен и Кто живет вне зависимости от хода времен. Только Бог и существует безусловно, все остальное Им сотворено и существует потому, что такова Его воля.
Здесь нужно отметить, что обусловленность существования тварного мира, отличающая его от Бога, не означает предопределенности хода событий мировой истории. Бог даровал свободу некоторым из сотворенных Им существ (людям, в частности) и принимает на Себя ответственность за их свободу. Кроме того, безусловное существование подразумевает безначальность и бесконечность; по словам свт. Василия Великого, иноприродность твари и Творца означает, что тварь имеет начало, следовательно, будет иметь и конец и, кроме того, характеризуется изменчивостью. Наконец важно обратить внимание на то, что Бог живет вне времени. В прошлом, настоящем и будущем и во все времена сразу Он - один и тот же.

Бог - Творец.

Поскольку мы так или иначе переживаем (чувствуем, испытываем, осознаем и т.п.) свое существование, бытие, и при этом верим, что только Бог существует безусловно (безначально и беспричинно), постольку мы знаем о Боге, что Он - Творец. Несмотря на громадные усилия науки, мы не слишком близки к пониманию того, как Он это делает; тем не менее факт налицо: на вопрос «Кто есть Бог» мы можем сказать, что Бог - это Тот, кто свободно (без внешней причины) творит мир из ничего.

подробнее о том, Кто есть Бог, в аудиолекциях проф. МДАиС д.б. Осипова А.И.
Кто есть Бог?

download mp3 53,5 Мб 1:29:05
Бог есть любовь.

download mp3 17,8 Мб 59:11