Успокоившимся

Видео к разделу Успокоившимся


Видео к разделу

крест   logo-textlogo-text  logo-text

Страх Божий - это для меня.

В 19 веке оформилось, а в 20-м развилось понятие, что Божий страх - явление Ветхозаветное, устаревшее. Что теперь должна быть любовь к Богу, а не страх перед Ним. Вообще, в это время появилось много всякой лжи. Например, что нет ада. Если, мол, Бог любящий, то ада быть не может. Или что Бог не посылает людей в ад, что они сами туда идут, и так далее. Вы тоже так думаете? Но вот что говорит Иисус: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф 10,28). "Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (Отк 20,15). Что, они сами туда бросятся? Нет уж. Христос, Который теперь говорит: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные", скажет в конце страшные слова: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его".

Проповедь священника Александра Капустина,
произнесенная в молодежном клубе.

Не столько текстом, сколько эпиграфом для нашей беседы я избрал место из 1 Пет 2,17: "Бога бойтесь".

Бывает так, что некоторых вещей в жизни мы словно не замечаем, а потом они открываются и мы с удивлением говорим: "Как это я раньше этого не видел". Так, например, князь Андрей Болконский, раненый в битве при Аустерлице, упал на спину и перед ним открылось бездонное небо. "И как это я раньше не замечал этого неба, - подумал князь, - ведь ничего нет важнее этого неба".
Так бывает и с Библией. Многие вещи в ней мы словно пропускаем, и лишь через несколько лет они вдруг открываются нам и мы удивляемся: Как это так? Столько раз читал, и как раньше не замечал.
Для меня одним из таких открытий было открытие истины о Божьем страхе.

А началось все несколько лет назад, когда со мной произошло событие, порядком меня встряхнувшее. Событие такое: я упал в душе. То есть не поскользнулся на разлитом шампуне, а потерял сознание от высокого давления. Вначале даже не понял, что упал. Показалось, что заснул, поэтому первая мысль была такая: "Ну, нашел место спать, вроде бы ночью хорошо выспался". Но когда увидел залитую кровью ванну, и заболела ушибленная рука, когда сознание прояснилось, то первое испытанное чувство было страх. Причем я испугался не столько смерти, сколько того, что вот сейчас я запросто мог встретиться с Богом. В своем спасении я никогда не сомневался, но тут же вспомнились всякие мелкие грешки, на которые в суете не обращал внимания. Вспомнились суетливые короткие бездушные молитвы по утрам на ходу, или заплетающимся языком перед сном, праздные слова, потерянное зря время.

В 19 веке оформилось, а в 20-м развилось понятие, что Божий страх - явление Ветхозаветное, устаревшее. Что теперь должна быть любовь к Богу, а не страх перед Ним. Вообще, в это время появилось много всякой лжи. Например, что нет ада. Если, мол, Бог любящий, то ада быть не может. В это верят Свидетели Иеговы. Хотя мы не Свидетели Иеговы, и верим в существование ада, но отголоски этого заблуждения пришли и к нам. Например, говорят, что Бог не посылает людей в ад, что они сами туда идут, и так далее. Вы тоже так думаете? Но вот что говорит Иисус: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф 10,28). "Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (Отк 20,15). Что, они сами туда бросятся? Нет уж. Христос, Который теперь говорит: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные", скажет в конце страшные слова: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его".

Одно из Божьих имен в Библии - "Страх". Так называл Бога Иаков. Например, он говорит Лавану: "Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем" (Быт 31,42).
Двадцатый век прошел в христианстве под знаком Божьей любви. То же продолжается и сейчас.
Брошюрка "Четыре духовных закона" начинается со слов: "Бог любит вас".
Когда я только пришел в церковь, там ходила кассета со свидетельством Ники Круза, покаявшегося Нью-Йоркского бандита". Ключевая фраза там: "Бог любит тебя".
Об этом говорят все евангелисты. Об этом поется великое множество песен.
В наши дни больше, чем когда бы то ни было в истории церкви, говорится о Божьей любви. Но именно сейчас Божья любовь понимается хуже, чем когда-либо.
Бога представляют либо сентиментальным и добродушным, снисходительным к людским слабостям, либо бессильным перед злом и только плачущим при взгляде на мир.

Песня: "Тихо в небе песня льется, то рыданье вдруг прорвется. Это слезы, друг, Творца за тебя и за меня". Абсолютно небиблейское понимание. Библия говорит: "Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живого!" Евр 10,26-31.

Бог действительно любящ, с этим никто не спорит. Однако само понятие "любовь" искажено сейчас до неузнаваемости. Любовь стала сентиментальной, романтической, чувственной. Про такую любовь поется со сцен. Эта любовь представляется как чувство, которое вас захватывает и вы безвольно отдаетесь ему. Вы влюбляетесь. Библейская любовь абсолютно не такова.

Вот пример: "Он любит меня, Его люблю я, чудесная дружба с Ним у меня; всегда и везде мне с Ним хорошо…". Хм, если бы я не знал, что это про Бога, то точно решил бы, что это песня влюбленных голубков.

Что это еще за "чудесная дружба"? Вспомните людей, которых Христос назвал друзьями, апостолов. Как они относились к Нему? Кто-нибудь из них написал в послании, что он - "друг Иисуса Христа"? Нет! "Петр, раб Иисуса Христа!", "Павел, раб Иисуса Христа"! И любимый ученик, Иоанн, увидев Его во славе, пал к ногам Его как мертвый".

Бог действительно любящ, Бог есть любовь. Он так возлюбил мир, что отдал Своего Сына. По Своей великой любви От терпит нас, не желая, чтобы кто погиб. По великой любви Он обеспечивает нас всем и желает, чтобы мы были с Ним вечно в Небесном Царстве. Но эта любовь не сентиментальная, эта любовь должна быть в правильном балансе с трепетом и благоговением перед великим и святым Богом.

Иисус Христос, как теперь Его представляют многие христиане, сильно отличается от Библейского Иисуса.
Вот, например, помните ли Иешуа из "Мастера и Маргариты"? Этакий тщедушный Иисусик, незлобивый как голубь, кроткий как ягненок. Не такой Спаситель представлен в Новом Завете.
Впрочем, сейчас моден другой Иисус. Этакий кореш, который может и по плечу похлопать, и в пляс пуститься. Сейчас в моде Иисус - рубаха парень, дружбан, с которым нескучно проводить время.

И то, и другое - ложь. Давайте смотреть на Христа, который представлен в Библии.

А там Иисус, Которого представляют воплощением любви и нежности, больше всех в Библии говорит об ужасах ада. Самые красочные описания принадлежат Ему: Геенна огненная, где червь не умирает и огонь не угасает. Он говорит: "Если не покаетесь, все погибнете", и еще: "Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов".
Недавно я закончил проповедовать в церкви по книге Деяний Апостолов. Почти четыре года длилось это благословенное изучение. Особенное внимание я уделил проповедям апостолов. И при этом сделал открытие, которое меня самого повергло в некую прострацию. Открытие такое: апостолы проповедовали самым разным людям: евреям и язычникам, царям и рабам, воинам и колдунам, богатым и бедным. И никому никогда ни одного слова они не сказали о Божьей любви. Никогда и никому они не сказали: "Бог любит тебя". Зато страх Божий - в каждой проповеди!
А помните страшное событие с Ананией и Сапфирой? Вот что там написано: "Вдруг она упала у ног его и испустила дух… И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это… Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин".
Павел в Афинах провозглашает: "Оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную". Обратите внимание, он не сказал: "Призывает", нет: "Бог повелевает покаяться!". Будет суд, и это дело нешуточное.
Феликсу он говорил "О правде, о воздержании и о будущем суде". Результат? "Феликс пришел в страх.
Обо всех церквах Лука сообщает: "Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались" (Деян 9,31).
Первохристианская церковь была пропитана Божьим страхом - и это была одна из причин ее роста.
Как это неестественно для нас и для нашей евангелизационной стратегии! Церковь росла, потому что ходила в страхе Божьем, потому что там был страх на всякой душе.
На семинарах по церковному росту я слышал много полезных советов, как заставить церковь расти. Много говорилось, что в церкви должна быть неофициальная, непринужденная обстановка, должны быть домашние группы, должна быть команда лидеров, должно быть разнообразие, чтобы не наскучило христианам в христианстве. Но ни разу я не услышал, что должен быть великий страх Божий в церкви.

Но он должен быть здесь и сейчас. Давид писал: "Страх Господень чист, пребывает вовек" (Пс 18,10). В книге Откровение мы видим летящего по небу Ангела, имеющего вечное Евангелие: "Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его" (Отк 14,7). Это не Евангелие Ветхого Завета, это вечное Евангелие всех времен и народов. И начинается оно со страха Божьего.
Нагорная проповедь Спасителя считается самой прекрасной из проповедей. А ведь она пропитана страхом Божьим.
"Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям".
Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: `рака', подлежит синедриону; а кто скажет: `безумный', подлежит геенне огненной.
Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну".

И это только одна пятая глава! А ведь не только нагорная проповедь, но и все учение Христа наполнена страхом Божьим. Разве не страшны слова: "Кто соблазнит одного из малых сих, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили во глубине морской"?

"Со страхом проводите дни странствования вашего", - говорит Петр (1Пет 1,17).
Про неверующих говорит Павел: "Нет страха Божия перед глазами их" (Рим 3,18).
2Кор 7,1: "Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием".
Ефесянам 5,21: "Повинуясь друг другу в страхе Божием"
Филиппийцам, - послание радости: "Со страхом и трепетом совершайте свое спасение".
Колоссянам 3,22: "Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим… в простоте сердца, боясь Бога".
Евр 12,28: "Будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом".
В книге Откровение описывается обращение к Иисусу Христу народа Израиля. Вот как об этом говорится: "Объяты были страхом и воздали славу Богу небесному".
И над всем этим, тот же эпиграф: 1Пет 2,17: "Бога бойтесь!"

Нет, страх Божий - это не пережиток прошлого, это не устаревшее понятие. Он важен и насущен здесь и сейчас, для вас и для меня.
Что такое страх Божий?
Здесь я бы хотел вначале рассмотреть несколько неправильных пониманий, а затем дать правильный ответ.

Страх Божий - это не страх огорчить Бога.

Когда я в первый раз прочитал Новый Завет, то вопрос о Страхе Божьем был один из моих первых вопросов. Ведь не раз говорится там, что "мы имеем дерзновение", "вы друзья Мои", "любовь изгоняет страх", как же быть со страхом Божьим? Когда я задал этот вопрос, мне ответили: "Страх Божий - это страх огорчить Бога". В дальнейшем я это слышал не раз. Теперь вспоминаю то время и думаю: Ну хорош ответ - во всех отношениях: ловкий, хитрый. Тот, кто его придумал, двух зайцев убил одним выстрелом - и есть страх, и вроде как бы нет. Только в одном плох этот ответ - он небиблейский. В этом высказывании отразилось все это губительное, развращающее веяние, которое насквозь продуло наши церкви. Мы свели Бога с Его престола, мы сделали Его жалким, беспомощным. И уговариваем грешников: "Ну, пожалуйста, не огорчайте Боженьку, Он плакать будет и обижаться". Нет, наш Бог не такой. Он - огонь поядающий, всякое преступление и непослушание получат у Него праведное воздаяние.

Страх Божий - это не ужас.

Это другое неправильное понимание. Некоторые воспринимают страх как панику или ужас. Наверное, всем снились кошмары. К тому же кошмары имеют неприятную привычку повторяться. Мне снилось два таких сна - в одном за мной кто-то страшный гнался, причем такой страшный, что я и оглянуться от страха не мог, а как мы бегаем во сне, вы знаете - ноги как не свои, так что я просыпался в холодном поту как раз в тот момент, как меня догоняли. Во втором сне ко мне ломались в квартиру.
Причем, как я ни старался закрыть и забаррикадировать дверь, мои страшные грабители открывали ее мгновенно. Паника и ужас были настоящие и притом высочайшей пробы.
В Библии многие люди испытывали ужас, когда видели Ангелов. Например, Манной, отец Самсона, или спутники Даниила, да и сам Даниил: "И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости. И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле" (Дан 10, 7-9). Ужас объял Петра после чудесного улова, Иоанна на Патмосе. И везде Господь говорит: "Не бойся".

Страх Божий - это не страх перед начальством.

Несколько дней назад я увидел по телевизору, как наш президент отчитывал своих министров. Это было как раз тогда, когда обнаружили приписки и фальсификации. Хотя я был далеко от Минска, но и мне стало не по себе, а что было с теми бедными министрами, я и представить не могу. Но лица были перепуганные - они ни моргнуть не смели, ни дохнуть не могли.
Земные начальства большей частью заражаются начальнической болезнью. Ницше написал, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Поэтому начальства боятся почти все. Но наш Бог не похож на земные начальства. Он не капризный и не своевольный. Он не взбаламошный и не жестокий.
Мне кажется, что подобное отношение к Богу присутствует в Православной церкви. Православные верующие боятся обращаться к Богу прямо и находят себе посредников - умерших святых и Марию. Они там свои люди, имеют связи и могут замолвить словечко перед небесным начальником. Но наш Бог не такой и страх Божий - это не страх перед начальством.

Что же такое Страх Божий? Это трепет и благоговение перед величием и святостью Бога.

Попробую применить сравнение. Кто бывал в горах? Наверняка в первый раз вы испытали то же, что и я: смешанное чувство восторга и трепета, сознания своей ничтожности и величия того, на что я смотрю. Эти высокие, заснеженные вершины стояли здесь за тысячи лет до моего рождения. Ходил по земле Авраам, Моисей и мой Спаситель, а эти невозмутимые пики также задумчиво смотрели в небо. И если Христос не придет, то они будут также величественно и непоколебимо возвышаться, пока не скажет Свое слово великий Бог, и тогда всякая гора и всякий остров двинутся с мест своих.
Это сознание величия и необъятности, трепет перед тем, что является несравненно большим, чем вы, сродни страху Божьему.
Похожий трепет я испытал и от творения рук человеческих, увидев огромный собор в Праге. Нас вели по узеньким улочкам, тесным-тесно стояли древние домишки, едва протолкнулись мы в какую-то калитку - и я прямо обмер. Тут же передо мной высилась громадина собора. Метров двадцать в высоту, огромный, широкий, зияющая розетка казалось, словно пасть, была открыта в гигантском зевке, чудовищные головы горгулий торчали в разные стороны. Я минут пять переводил дыхание.
Бог несравненно величественнее гор, и уж тем более всех соборов вместе взятых. И перед Ним тем более мы должны испытывать трепет и благоговение.
О трепете и благоговении есть много прекрасных мест в Библии, но, наверное, самые лучшие слова сказаны в книге Иова.
"Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо… Кто может постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его?
Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря. Оттуда Он судит народы. И от сего трепещет сердце мое и подвиглось с места своего. Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые. Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!" (Иов 36-37).
Об этом благоговение и трепете красиво говорит Второй Псалом и многие другие места Ветхого Завета.

Страх Божий - это знание о Божьем суде за грех.

Одно из моих любимых мест в Библии - 2 Кор 5,10-11: "Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей".
А есть место, которое потрясает своим грозным содержанием и серьезностью положения.
Евреям 12 - это Новозаветный гимн Страху Божьему.
"Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово; и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: `я в страхе и трепете'. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. (часто это место понимают неправильно, в том смысле, что Ветхий Завет был страшен, а Новый - нет. Но Павел как раз и утверждает, что Ветхий Завет был страшен, а Новый - страшнее. Мы приступили не к земной горе, а к намного большей - к святой небесной). Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий".
Поэтому главный вывод, который мы сделаем сегодня - Страх Божий - это для меня, это здесь и сейчас, это вечно и правильно.

Первый шаг к спасению - страх Божий.

Есть замечательная песня "О, благодать". Там есть слова: "Сперва внушила сердцу страх, потом дала покой". Евангелие начинается с вести о Божьем суде. Послание к Римлянам - главное изложение истины о спасении в Библии Павел начал с описания греха и осуждения. Если мы не поняли этого, то нам рано принимать Божью любовь.

Если мы не знаем, что такое тьма, мы не оценим свет.
Если не знаем, что такое смерть, то не поймем, что такое жизнь.
Если не будем помнить, что нам грозило, то не будем ценить то, что получили.
Если не знаем закона, пренебрежем благодатью.
Не знаем страха - не будем знать и любви.

Для чего мы пришли в церковь? Что мы здесь делаем? Нас привлекает общение, друзья, спокойная обстановка, развлечения, музыка?

К Богу нас должно вести желание спастись. Да, в церкви мы обретаем смысл жизни, мы находим утешение в переживаниях, мы бросаем вредные привычки и отдыхаем душой, но все это мелочи по сравнению с огнем Божьего суда.

Давайте представим себе женщину, спасенную на пожаре, которая говорит: "Ну, я прыгнула на этот пожарный батут, потому что там у пожарных такие красивые каски, или потому что меня с такой любовью звали вниз". А огонь как же? Когда мы приходим в церковь, это то же, как мы выпрыгиваем из окна горящего дома.

Есть замечательная книга, написанная давным-давно нашим братом Джоном Буньяном. Это книга "Путешествие Пилигрима". Я прочту несколько абзацев с самого начала:

"Странствуя по дикой пустыне этого мира, я случайно забрел в одно место, где находился вертеп. Там я прилег отдохнуть и вскоре заснул. И вот приснился мне сон... Вижу я человека, одетого в грязное рубище и стоящего неподвижно на дороге, спиной к своему жилищу. В руках его - книга, а на спине - тяжелая ноша. Гляжу, он открыл книгу и начал читать, но почему-то вдруг залился слезами и задрожал. Потом, как бы не в силах превозмочь тревожного чувства, он в отчаянии воскликнул: "Что мне делать?".

С тяжелым сердцем вернулся он домой и, насколько мог, старался держать себя в руках, чтобы жена и дети не заметили его скорби. Однако недолго ему удалось скрыть перед ними свое душевное страдание, так как оно постоянно усиливалось. Наконец он решился открыться жене и детям:

"Моя любимая жена! Мои дорогие дети! Я вне себя от горя! Я пропал, погиб, ведь я всю свою жизнь грешил! Я узнал из верных источников, что наш город будет сожжен небесным огнем и мы все неминуемо погибнем, если не найдем тот единственный путь, которого я пока еще не знаю, но которым можно спастись от ужасной смерти".

Прошло несколько дней. Вот вижу я его однажды идущим по полю и, по своему обыкновению, углубившимся в чтение, и мне показалось, что он стал еще мрачнее. И вдруг он снова громко воскликнул: "Что мне делать, чтобы спастись?"".

Вот истина спасения! Почему же мы так не проповедуем. Почему же мы говорим: "Придите к Господу, Он даст вам радость, смысл жизни, Он будет вашим другом, он утешит вас…".

Почему мы не следуем Библии? Почему мы все больше становимся похожими на уличных приставал, которые рекламируют биодобавки, чудо-лекарства и методики оздоровления, "которые изменят вашу жизнь"?

Неправильно все это. Нужно говорить: "Придите к Господу, и Он спасет вас от вечных мук!".

Вот что самое печальное: не то, что Божья любовь возвышается, а страх унижается, не то, что Бога изображают не праведным и святым, а добреньким и снисходительным. Нет, самое печальное то, что в центре этого "евангелия наших дней" стоит человек со своей гордостью, эгоизмом и своенравием. "Тебя Бог любит, ты - центр мира, ты - молодец. Он для тебя все создал, и Он тебя приглашает стать Его другом. Как это в одной песне "Открытого неба" поется: "С тобой дружить хочет Бог". Так ли говорит Библия?

"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу… очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас".

Вот он, камень преткновения. Бог должен сесть на троне, а я - склониться перед Ним без остатка. Он Господин, я - раб, Он свят, я порочен… "Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!".

И вот к таким, которые смешали себя с прахом, которые осознали всю глубину своего падения, которые не смеют поднять глаза к небу, которые трепещут перед грядущим судом и ненавидят свой грех, к ним Бог обращается с любовью, и как отец блудного сына выходит навстречу. Но от этого наш трепет и благоговение не только не уменьшаются, они усиливаются перед этим великим Богом, Который осудил меня и помиловал меня, приговорил меня и простил меня, потряс меня и возлюбил меня, казнил меня и спас меня.

см. Что такое страх Божий? >>

"О страхе Божием" священник Даниил Сысоев
Часть 1

download mp3 10,4 Мб 14:51
Часть 2

download mp3 10,8 Мб 15:20
Часть 3

download mp3 9,7 Мб 14:01
Часть 4

download mp3 8,6 Мб 12:16