turksinema

Россериал

Новоначальным

крест   logo-textlogo-text  logo-text

Причащайся.

Представим на минуту, читатель, что мы с тобой живем в Чернобыльской зоне. Через не очень длительное время после взрыва реакторного блока, однако достаточное, чтобы реактор забетонировали, АЭС огородили, армию вывели. Можно жить в этой зоне? Опыт показал, что можно, люди и жили, и поныне живут, потому что им деваться некуда, однако соблюдают определенные меры предосторожности...

Представим на минуту, читатель, что мы с тобой живем в Чернобыльской зоне. Через не очень длительное время после взрыва реакторного блока, однако достаточное, чтобы реактор забетонировали, АЭС огородили, армию вывели. Можно жить в этой зоне? Опыт показал, что можно, люди и жили, и поныне живут, потому что им деваться некуда, однако соблюдают определенные меры предосторожности. Невооруженному взгляду все вокруг представляется обычным: солнце светит яркое, трава под ногами зеленая, цветы, гм, разноцветные (ну не Пришвин я), речка журчит ласково, лес шумит таинственно, зверушки разные скачут, птички поют. Одним словом, с окружающим миром как будто бы все в порядке. Но он пронизан наведенной радиацией. Она слаба, и мы кажется немедленно от нее не умираем. Тем не менее, все вокруг словно отравлено ядом: колодезную воду лучше не пить, с огорода и сада лучше не питаться – умрешь, так как и в воде, и в плодах притаилась незаметная медленная смерть. Незаметная она потому, что обычными органами чувств не воспринимается, и поражает нас медленно. Мы ждем и надеемся: вскоре придет спасательная дезактивационная команда и восстановит безопасность поврежденной природы, а нам окажет, если понадобится, любую медицинскую помощь. Но мы не знаем точно, когда это случится, и, пока самый окружающий воздух, которым мы дышим, убивает, надо как-то продержаться, как-то выжить. Насколько важно в этих условиях питаться незараженными продуктами и пить незараженную воду - хотя бы изредка! Это в буквальном смысле единственная надежда на выживание в условиях окружающей смерти, страшной своей скрытностью и неотвратимостью. И как мы должны быть благодарны людям, которые, презрев личную безопасность и не думая о выгоде, доставляют нам чистые еду и питье.

Вернемся в повседневный мир. Читатель, посмотри вокруг! Мир пропитан «радиацией» смерти, которая «наведена» первородным повреждением космоса, нанесенным вселенной личным грехом прародителей. И вроде все в порядке в этом мире, он совершенен и красив, травка зеленеет, солнышко блестит, реки, небо, живность – но все и вся подвержены странному, страшному, бессмысленному и неестественному закону старения, распада и смерти. Что поможет нам, какая пища поддержит неотвратимо угасающую в нас жизнь, откуда нам ждать спасения?

Христос наш Спаситель, Бог и Господь, а Тело и Кровь его – та самая чистая, а говоря точно, Пречистая Трапеза, которая за гробом избавит нас от смерти.

В причащении мы вкушаем Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа: Бог, имеющий жизнь в Самом Себе, становится частью нас, и питает нас Своею жизнью. Это великое таинство происходит за утренним богослужением, называемым литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Святого Духа по молитве Церкви, прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь нашего Спасителя.

Православными нас делает не ношение нательного креста и не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение, а та жизнь, которую мы ведем по закону Христа, участвуя в жизни и таинствах Церкви, являющейся по слову апостола, Телом Христовым. Евхаристия – Тело и Кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Самым важным моментом в подготовке к таинству Причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве Исповеди.

Внешняя подготовка православного христианина заключается в следующем: готовящиеся ко Причастию читают три канона (от своего лица обращаясь к Богу):
  1. покаянный ко Господу Иисусу Христу;
  2. молебный ко Пресвятой Богородице;
  3. канон ангелу-хранителю.
Также читается Последование ко святому Причащению, в которое входят канон ко Причастию и молитвы. Перед Причастием следует поститься от одного до трех дней, в зависимости от меры усердия и состояния здоровья. Больным, людям находящимся в физической немощи, беременным и кормящим матерям разрешается полное оставление поста. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве. Согласно древней традиции - причастие люди принимают натощак, то есть с 12 ночи не вкушают пищу, не употребляют даже воды.
Супруги во время подготовки к таинству должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского). Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Еще задолго до своих крестных страданий Господь Иисус Христос приготавливал своих учеников к Евхаристии. «Я есмь хлеб жизни, – говорил Он. – Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:48–51). Затем Господь прямо указывает на значение будущей Евхаристии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53–56).

Хотя Евхаристия сравнивается с манной, которую евреи ели для укрепления своих физических сил, сравнение это делается символически, приточно, ибо Евхаристия подлинно выше манны, потому что питает не только тело, но и душу. Сопричастность ей является залогом нашего будущего воскресения и вечной жизни. «Подобно тому, – пишет свт. Ириней Лионский, – как упавшее в землю и истлевшее зерно приносит хлебный плод и становится Евхаристией, т.е. нетленной материей, так и наши тела, насыщенные нетленной Плотью и Кровью Господа, хоть и погребенные в землю, будут изведены из нее Духом Божьим в вечную жизнь». Приступая к единой Чаше, вкушая единой Божественной Жертвы, христиане становятся едиными – с Богом и друг с другом, – и имеют полное право именоваться братьями и сестрами во Христе.

Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский в поучении на праздник Сретения, когда Церковь вспоминает, как старец Симеон принял в Иерусалимском храме на свои руки сорокодневного Младенца – Христа: «Не ревнуем тебе, старче праведный! Мы сами имеем твое счастье – подъять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, но чая Его; и не раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные братья, что я говорю о причащении животворящих таин Тела и Крови Христовой? Да, мы имеем бóльшее счастье, чем святой Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Живодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа впоследствии времени во вся дни до скончания века будут принимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем».

В первые века верующие причащались каждый раз, когда совершалась Евхаристия. Свидетельство этого можно найти в Деяниях святых Апостолов и святоотеческих творениях. Первые члены христианской общины в Иерусалиме «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:46). Позднее стали причащаться реже. До революции в России считалось нормой причащаться каждый пост (Великий, Петровский, Успенский и Рождественский) и в день своих именин. Сейчас все больше распространяется практика частого причащения, не реже одного раза в месяц. Но все же вопрос о частоте причащения следует решать со священником в личном порядке.

Апостол Павел наставляет: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30). Приобщение Христу утверждает веру и делает способным человека вести истинную христианскую жизнь в этом мире.

Святой Прокопий Великопещерник (+1800) сказал замечательные слова, которые еще раз подтверждают надобность и необходимость причащения: «Как для того, чтобы жить, расти и укрепляться, человеку в течение его телесной жизни недостаточно только родиться, но необходимо постоянно питаться, так же и христианину, для того чтобы жить, развиваться и совершенствоваться духовно, недостаточно лишь родиться в святом Крещении, но необходимо питаться духовно, приобщаясь постоянно Тела и Крови Господних».

Итак, братья и сестры, Таинство причащения есть великий дар Бога человеку, ведь причастие является пищей жизни, через достойное приобщение Святых Даров христианину подается оставление грехов и примирение с Богом во Христе, укрепление духовной жизни, исцеление духовных и телесных болезней и готовиться к нему стоит с особым трепетом и серьезностью.