РуТурок> lordfilm77 Аanimeu doramalend doramytut
- Церковный анекдот:
- Зачем ты ругаешься с женой перед исповедью?
- У меня плохая память, а стоит немного зацепить жену, то она мне все грехи припоминает.
Почему человек приходит на исповедь? Что толкает его на такой странный и непредставимый для неверующего поступок? Толкает совесть. Она мучит нас, мы признаем какие-то свои поступки преступными или предательскими, нам стыдно, мы раскаиваемся - и ищем утешения и облегчения своему состоянию.
Получается, что на исповедь мы приходим в результате переживания нами покаянного чувства. Исповедь, то есть называние своих грехов перед Богом в присутствии свидетеля (священника) - это следствие ранее испытанного нами покаяния. В свою очередь, покаяние - это изменение отношения к совершенным нами когда-то недолжным поступкам. Покаяние - это, во-первых, раскаяние в их совершении (по церковному говорят: раскаяние в содеянных грехах), и, во-вторых, решимость не повторять их больше. Таким образом, покаяние - это постепенный процесс изменения ума, очищения сердца и задания направления воли к Добру и Правде (по церковному говорят: ко Христу).
Зачем нужна исповедь, если покаяние уже было? Ну во-первых, покаяние без свидетеля - это неполноценное покаяние, это не всё покаяние. А во-вторых, Христос дал власть священнослужителям отпускать грехи и свидетельствовать о покаянии: "...как послал меня Отец, так и я посылаю вас... кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся..." (Ин. 20,21-23). Что это означает?
Грех - это вред, принесенный самому себе, рана, которую я нанес себе сам. Допустим, я шел босиком и наступил на доску с гвоздем. Гвоздь воткнулся мне глубоко в ступню. Это я совершил грех. Первое, что я делаю, несмотря на боль, выдергиваю гвоздь. Не буду же я и дальше с гвоздем в ноге ходить, да еще и доску за собой таскать. Это покаяние. Но одного покаяния недостаточно. Гвоздь я выдернул, но рана в ноге осталась. Если её не лечить, она загноится и может всю ступню придется отрезать. Поэтому я иду к врачу, который надлежащим образом обрабатывает мою рану, чтобы она не представляла опасности и совершенно зажила. Это исповедь. У врача мне может быть больно, рану-то надо прочистить, поковыряться в ней, ввести лекарство, может быть зашить (т.е. иголку в живую плоть погружать, да еще и нитки протягивать), перевязать. Это страх и стыд, который я испытываю перед исповедью и во время неё.
Можно ли не каяться до тех пор, пока не дойдешь до исповеди? Можно, наверное - подобно тому, как можно ходить с гвоздем в ноге, пока через недельку не попадешь к врачу. Или через полгодика. Только что за это время с раной станет?
А можно не ходить на исповедь, если ты уже глубоко покаялся? Тоже наверно можно, гвоздь-то выдернут. Но если у тебя есть голова на плечах, к Врачу ты пойдешь: в ступне около трехсот костей и ты не знаешь, какие косточки могли быть повреждены, жилы нарушены, не произошло ли заражение всей крови и подобное.
Нельзя так же забывать что исповедь есть Таинство. То есть особое священное действие, где приступающему с искренним сокрушением и осознанием своей неправды подаётся благодать Божия «немощная врачующая».
И последняя мысль. Вот мы кушали сладкое и у нас заболели зубки. Мы терпели сколько могли, сладкое выплюнули, полоскали зубки содой. Но к врачу пойти рано или поздно все же пришлось (и хорошо, если рано). Было страшно и больно, но вот все позади, и какое же мы чувствуем облегчение от прекращения боли! Если мы настолько заботимся о своем теле, которое тленно, не будет ли безумием наплевать на свою душу, которая бессмертна?
Исповедь обычно происходит либо накануне литургии вечером (это самое удобное время, народу в храме немного, и священник имеет возможность посвятить кающемуся больше времени), либо непосредственно перед литургией в то время, когда в храме читаются часы или служится утреня. Если в храме не менее двух священников, исповедь может быть и в начале литургии - один служит, другой исповедует. Исповедь происходит у аналоя - небольшого столика, на котором лежат крест и Евангелие. Аналой ничем не отгораживается от остального помещения храма, и исповедники образуют к нему простую очередь.
Исповедь состоит из следующих частей:
Епитимья является не наказанием, а подгототвлением верующего к усвоению даров Св. Духа в Таинстве Евхаристии (делает возможным попытку принятия Тела и Крови Христовой не во грех). Когда священник читает разрешительную молитву, он накрывает голову кающегося епитрахилью; кающийся низко наклоняет голову, затем прикладывается к Евангелию и кресту. При этом он вспоминает, что в Евангелии написан Закон Божий, который он нарушил, а милостью и крестом Христовыми изглаживаются грехи кающегося. Разрешая кающегося от грехов, священник делает это не своей властью, а властью Христовой, данной ему в таинстве священства.
Готовиться к исповеди следует заранее, дома, проверяя свою совесть по Евангелию. Если мы стесняемся или боимся исповедать какой-то особенно постыдный грех, то мы наносим вред только себе. От священника грех мы скроем и стыд свой спрячем, но не от Бога, - а грех останется неисповеданным. В этом случае и разрешение священника и само причащение будет "в суд и осуждение".
Если тебе тяжело и страшно исповедаться при людях (хотя поверь им не до тебя, они сами к аналою приступить готовятся), подойди к священнику отдельно, расскажи о своих затруднениях, и попроси отдельной исповеди наедине. Если у тебя имеются особые обстоятельства и ты не можешь по уважительной причине придти в храм (например, по болезни) – позови священника к себе, и он примет твою исповедь в любом месте и в любое время.
В качестве редкого исключения, если в храме много народа, совершается общая исповедь. Священник перечисляет грехи, а мы мысленно каемся в них перед Богом; если на душе есть какой-либо грех, который священник не назвал, надо подойти после всех, чтобы не задерживать других, и сказать о своем грехе. Необходимо помнить, что ограничиваться общими исповедями никак нельзя. Когда мы хотим исповедаться, надо прийти в храм пораньше (если вы в первый раз в храме - спросите у прихожан,в каком месте храма будут исповедовать, и ждите). |
"Идти прямо сейчас? Но я еще не готов! Как я могу идти на исповедь в таком своем состоянии? Мне же надо подготовиться, как-то исправиться, пожить хоть какое-то время праведно. И вот когда буду готов, тогда пойду ..."
В результате человек не подходит к исповеди месяцами, а то и годами, накапливая тяжесть в своей душе и постепенно притупляя совесть, пока совсем её не удушит: тогда человек обнаруживает, что исповедь ему "не нужна".
Не бойся. Тот стыд, который ты испытаешь при мысли о подходе к аналою, либо уже пребывая подле него; тот страх открытия нечистоты, который преодолеешь, подходя к храму – являются мерой пользы, которую ты получишь: мерой стыда и страха отмеряется польза Таинства. А вот мерой "бесстрашия" и осознания своего "достоинства" и "готовности" отмеряется бесполезность исповеди или повреждение от нее.
Ты не готов к исповеди, если только:
Не доводи себя до такого состояния, это грех. А если уж дошел (так "доготовился", что и идти не страшно и в принципе не стыдно, да и надо ли: ну кто без греха... и у меня конечно что-то там такое неважное и мелкое есть... но не убивал, не грабил... блуд? ну, он полезен для здоровья, да и супруг не узнает... зато сколько добрых дел совершил после греха! - и перед глазами батюшки появиться не стыдно), то будь на исповеди хотя бы честным, называй вещи просто, своими именами, блуд - блудом, мерзость - мерзостью, предательство - предательством, воровство - воровством. Если не можешь каяться сердцем, кайся головой. Господь в Таинстве, взирая на твои намерения, очистит тебя, сделает твое сердце более восприимчивым, а совесть - более чуткой.
Сегодня нагрешу - завтра покаюсь. Красота. Можно вести какую угодно бесстыдную и распутную жизнь, а исповедь все спишет. Так или не так?!
Пословица придумана нашим милосердным народом для ободрения павшим, но восстающим. Мерзость человеческая, однако, извращает смысл слов утешения: буду косорезить как душеньке угодно, а потом пойду, перечислю все свои грехи - и мне все прощено.
Не бывать этому! Думающий так находится в состоянии прелести, и от его "исповеди" нет никакой пользы - только повреждение душе, погруженной в сумрак лицемерия и игнорирующей стон умирающей совести.
Если ты пришел в храм отчитаться о проделанных грехах, исповедь твоя будет недействительной, никакой из грехов не будет прощен тебе, лицемер! Все, все они останутся на вые твоей. Лишь добавится грех оскорбления Таинства.
Или вот как еще у нас заведено - католики помрут от зависти. Принесли на исповедь толстенный исписанный талмуд: на, почитай, батюшка! А я пока со скорбным лицом вспомню, что именно мне надо в магазине после службы купить. Бедный священник и читает, вот только в душе "кающегося" ничего не происходит.
Ага, дочитал! А теперь порви, батюшка, мой талмуд, да помельче, чтоб ничего от моих грехов не осталось. Обрывки мне отдай, я их потом сожгу. Еще говорят, когда сжигаешь, надо через левое плечо плюнуть, а пепел в проточную воду кинуть.
Вот теперь совсем красота. Весь ритуал соблюден, и даже соблюден сугубо: христианский обряд Таинства восполнен народным магическим творчеством. А я каким был - таким и остался...
Что такое магизм ? Это подход, который характеризуется католической формулой: «Ex opera operatum», т. е. «по силе сделанного действия» — что-то должно совершиться в силу совершенного действия или в силу сказанного слова. Все магические действия рассчитаны на то, что вслед за совершением этих действий c человеком самим как таковым происходят определенные изменения независимо от состояния человека. Главное - правильно совершить мистериальные культовые действия. В христианстве по существу другой взгляд, ибо оно смотрит на совершение таинств не как на действия, которые дают человеку сами по себе сипу или какую-либо благодать, нет, а как на определенное действие Бога на человека посредством вот этих действий, такое действие Бога на человека, которое прямо зависит от духовного состояния человека - ибо Бог не может спасти нас без нас. Таинство может быть бесплодным или вредным, если человек не имеет соответствующего духовного устроения. |
В Таинстве действует Бог. Задача человека - согласиться на действие Бога, приуготовиться, открыться для действия. Не пассивно открыться (мол делай, Господи, Сам, а я так и быть не против), но активно, работая над своей душой и меняя свое состояние. Если не открылся (т.е. не каялся, а о покупках думал) - Бог ничего не может сделать. Бог не может простить человека, если человек не просит прощения.
Бог не всемогущ. Бог не может сделать другого Бога. Не может перестать быть Богом. Не может нарушить свободу воли человека. Не может спасти человека без действий самого человека. Не может простить человека, если человек не просит прощения. Даже согрешить Бог не может. |
Так уж устроен человек, что даже на исповеди он ищет, как себя похвалить. Например, под предлогом исповедания оскудения своей молитвы хвастается, что практикует Иисусову молитву, да вот только, надо же напасть-то какая, последнее время все чаще теряет на молитве внимательность. Бедный гордец. А всего и надо было сказать, что повторяет он молитву бездумно, автоматически, как мелодию шлягера, и приучил себя к словам, не раздумывая над ними, подобно тому, как иные приучили себя к нецензурной брани.
Или рассказывает, как жена или теща своими придирками из себя вывела и до греха довела, вместо того, чтобы каяться в грехе тщеславия, неперенесения справедливых укоров от ближнего и винопитии.
Береги себя на исповеди от подобных грехов! Будь кратким, просто называй свои проступки, а не рассказывай, чем они по-твоему вызваны, и не восстанавливай контекст, в котором ты совершил мерзость: это не доверительная беседа с приятелем за бутылочкой, а Таинство исповеди пред лицом Божиим в присутствии свидетеля.