Новоначальным

крест   logo-textlogo-text  logo-text

Кайся.

Не откладывай покаяние до исповеди. Проверяй свою совесть. Не откладывай исповедь, потому что уже покаялся.

Покаяние - это изменение отношения к совершенным нами когда-то недолжным поступкам. Покаяние - это, во-первых, раскаяние в их совершении (по церковному говорят: раскаяние в содеянных грехах), и, во-вторых, решимость не повторять их больше. Таким образом, покаяние - это постепенный процесс изменения ума, очищения сердца и задания направления воли к Добру и Правде (по церковному говорят: ко Христу).

Не откладывай покаяние до исповеди.

Все мы знаем святого праведного Иоанна Кронштадтского, чудотворца. Почитайте его предсмертный дневник. Ну казалось бы, святой человек. Десятки случаев исцелений. Огромное количество свидетелей. Причем чудеса творились иногда по одному только слову, по телефонному звонку, телеграмме. А в дневнике пишет: "опять я разгневался на эту кухарку, совсем готовить не умеет, прости меня, Господи".

Что же мы видим? Оказывается, даже святой человек подвержен грехам. Чем же он отличается от нас? Тем, что кается. Кается тут же, на месте, как только осознал, что совершил грех, позавидовал, осудил, разгневался... Не дожидаясь исповеди, какого-то специально отведенного времени или специального места и обстоятельств.

Зачем святые прославляются Церковью? Канонизация же не изменяет посмертную участь. Церковь прославляет своих святых, чтобы мы, верующие, брали с них пример. Жизнь святого - это образец, как строить жизнь нам. Сколько людей, столько и характеров, скажете Вы и будете правы. Остается только найти святого с таким же характером как у нас и посмотреть, как он строил свою жизнь. Св. Иоанн Кронштадтский обладал энергичным, вспыльчивым характером, но вспыльчивым человеком он не был. Последуем примеру святого.

Как только мы увидим, осознаем свой грех, скажем в своем сердце со всей силой: "Господи, видишь, что у меня! То злое, которого не хочу, делаю, а от добра бегаю, прости меня, я отказываюсь от этого греха, я не хочу его, и все силы приложу, чтобы не повторился он!" Ну или что-то подобное, у каждого свое: искренне покаемся, одним словом.

Если будем делать так всегда, то есть наблюдать за собой, а не спать всю жизнь, и тут же от всей души каяться, то наша последующая исповедь будет действительна и дай-то Бог, действенна.

Проверяй свою совесть.

Ежедневно, когда ложишься спать, вспомни прошедший день со всеми его поступками и дай им оценку с точки зрения Христа. Увидишь грех - кайся немедленно с внутренним плачем о беззаконии своем. Проверяй свою совесть, иначе забудешь о своих грехах в суете мира, и по причине забывчивости не сможешь о них просить прощения у Господа.

Не откладывай исповедь, потому что уже покаялся.

Действуя, как сказано, можно впасть в другую крайность. Искренне, от всего сердца покаявшись, возопя к Богу с плачем о грехе своем, человек всегда получает от Бога утешение. Описать это невозможно, здесь необходим личный опыт. Св. Иоанн Кронштадтский говорил о том, что Господь Бог разрешает тесноту души, которая после покаяния чувствует простор. Искреннее покаяние облегчает совесть человека, ему уже не так тяжело от грехов своих, и он не торопится на исповедь. Не особенно-то и хочется перед священником лишний раз позориться. Бог ведь уже простил. И забывает человек свои грехи. И когда наконец доходит до аналоя, исповедь его носит самый приблизительный характер, а покаянное чувство меркнет.

к статье об исповеди >>