Новоначальным

крест   logo-textlogo-text  logo-text

Познай себя.

  • Gnothi se auton?
  • Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи!
Gnothi se auton
Сократ
Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи.
Симеон Новый Богослов
sokrat
С латинского: Nosce te ipsum [носцэ тэ ипсум]. Древнегреческий оригинал: Gnothi se auton [гноти сэ аутон]. Ошибочно приписывается древнегреческому философу Сократу.
Надпись на храме Аполлона в Дельфах. Как сообщает философ Платон в своем диалоге «Протагор», это плод совместных раздумий «семи великих мудрецов» Древней Греции. Он пишет, что однажды Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисоне и Хилон (VI в. до н. э. ) собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину — «познай самого себя» — они и написали на стене храма в Дельфах. Отсюда традиционное название этого тезиса — «заповедь Дельфийского оракула».
Что же касается Сократа, то он сделал это выражение весьма популярным, разъясняя его своим ученикам, широко используя в своих беседах и выступлениях. Главная мысль Сократа заключается в абсолютной бесконечности добра и знания, которые неразрывно связаны. Стандарт нравственности должен быть величиной уникальной, и нельзя в вопросах истины и добра полагаться на мнение общества. С этим связаны критические замечания Сократа об афинской политике и принятой практике решения управленческих вопросов большинством голосов. Подобные критические умозаключения были учтены на суде, закончившемся для Сократа смертным приговором.

Философия Сократа в основном была нацелена на человеческую душу, которая подчинена своим собственным законам. Эти законы не произвольны, как хотели доказать противники Сократа. «Познай самого себя» Сократ понимал как руководство к действию и самосовершенствованию. К сожалению, о направлении самосовершенствования, Сократ имел самое нечеткое представление. Современная философская мысль «познай самого себя» понимает следующим образом: человеку необходимо понять, что он хочет (что сделает его истинно счастливым) и какими возможностями для достижения этой цели он располагает.
В наше время «познай самого себя» является любимым лозунгом-слоганом восточных оккультных обществ всех направлений: «твои возможности, человек»! Тут и левитация, и хождение по углям (битому стеклу), и феноменальная память или сверхбыстрые устные вычисления, и предсказания будущего (оракулы и гадалки всегда в цене), и стигматы или наоборот регенерация тканей, целительство, телепатия, телекинез... et cetera.

Что вкладывает в слова «познай себя» христианская мысль? Да вот представляете, тоже насчет твоих возможностей, человек. Каковы они, эти возможности? По каким критериям их определять, с чем сравнивать, что надо сделать, чтобы они выявились?
Наиболее важными христианство считает те человеческие возможности, которые роднят человека с Богом: способность к любви и самопожертвованию, свободу воли и творчество, мысль и слово. Способности шпаги глотать, на снегу спать или сквозь стены смотреть (и вообще чудеса творить) важными не считаются.

Вообще, в христианстве познаются (практически изучаются) качества личности, имеющие сотериологическую ценность, то есть те свойства человека, которые способствуют или препятствуют его спасению за гробом. Требуемыми нам свойствами во всей их полноте и совершенстве обладал Богочеловек Иисус Христос, Который Своей личной жизнью показал, каким является идеал человека, идеал любви и справедливости, к которому стóит стремиться. Нам ведь с тобой хотелось бы, чтобы нас окружали добрые и бескорыстные люди, умеющие прощать наши слабости и преступления и любить нас вместе с нашими ошибками и гнусностями? Именно такой идеал человечности и был явлен Христом. Важные с этой точки зрения эпизоды земной жизни Спасителя описаны апостолами в Евангелиях. Примерами приобретения сотериологически важных качеств наполнены Деяния апостолов, жизнь мужей апостольских (т.е. непосредственных учеников апостолов) и жития последующих за ними вплоть до нашего времени святых, а методически сгруппированы и оформлены привычным современному человеку научным способом в аскетической православной литературе. Отсюда мы узнаем, с чем сравнивать наши собственные возможности, качества, свойства, чтобы познать, кто мы есть на самом деле. А как сравнивать? Какой метод применить: практического сравнения или теоретического?

В православной практике выявлен психологический парадокс огромной силы. Ну казалось бы, каждый из нас признает, что он грешен, правда ведь? Но только попробуй сказать мне, что я грешен, уж я тебе отвечу! А сам-то ты кто такой есть? Нашелся еще духовный тут! Ну и так далее...

Для изучения и познания себя и своих возможностей, таким образом, требуется просто попробовать выполнить указанное Христом. Не рассуждать об этом, а попытаться выполнить лично. Мы не имеем ввиду не убивать, не воровать, не блудить и прочее - с этим ясно, это еще ветхозаветный декалог. А Христос заповедал нам не завидовать, не гневаться, любить врагов своих, не гордиться и не тщеславиться, не блудить даже умственно. Где взять критерии, их описание и растолкование, мы теперь знаем.

Перво-наперво нам надо принять решение. Если. Я. Действительно. Хочу. Познать. Себя: мне надо всего две вещи. Во-первых, изучить критерии для сравнения (кстати, вполне известные и понятные нашей совести), и во-вторых, попытаться выполнить требования, указанные этими критериями. На практике выполнить, а не ставить мысленный эксперимент! Вот предлагается не осуждать - ну и не осуждай. Сначала хотябы на словах не делай этого, а потом и в мыслях. Посмотри, что получится, а результат сравни с эталоном. Правда же, как все просто? Никто же не требует от нас проводить время в затворе в молитвенных бдениях и питаться одной просфорой в день. Просто не осуждай, да и всё. Потом не завидуй. Ну и так далее: каждый в сердце знает, с чего ему начинать.
Если мы действительно хотя бы приступим к такой жизни, то тогда скоро, а точнее, очень скоро, мы с тобой познаем, кто мы есть на самом деле, и каковы наши возможности в реальности, а не на словах.

см. Добрые дела >>

Зачем мне Христос?

Пользуясь критериями, оставленными Христом, и пытаясь выполнить Его заповеди, мы познаем себя. Истинное знание себя, выстраданное на собственной шкуре, полученное личным опытным путем, а не вычитанное у святых отцов, откроет нам внутреннее знание, знание практическое, которое мы уже никогда не сможем потерять, потрясающее знание христианства о нашей с тобой поврежденности. О моей поврежденности, моей личной, а не соседа или начальника.
Не имея этого познания, мы никогда в жизни не поверим, что мы погибаем, даже на смертном одре будем надеяться на чудеса медицинской науки или будем ожидать светового туннеля, ведущего в бессмертие. И нам совершенно не будет нужен Спаситель, не нужен будет Христос. Ведь кому нужен спасающий? Ясно кому, погибающему. А не познавший себя, не признáет себя погибающим во веки веков. Не признает себя даже пораженным болезнями. А здоровому лечение не нужно. Не нужна исповедь, излишне покаяние, ни к чему Причастие. Он и так хороший человек. Христос-то пришел к грешникам, а не к праведникам. Нужду во враче имеют больные, а не здоровые. Не познавшему себя нужен не Спаситель, а наградитель. Если я почитаю себя спасенным, потому что поверил, что две тысячи лет назад на земле был Богочеловек, мне что от Него нужно? Ясно что: награда в виде вечной райской жизни, что же еще?

Итак, тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи, то есть открывает нам с тобой наши болезни и наше повреждение. Без этого опытного знания о себе, без познания себя, никакое христианство нам не нужно.

А что делать, если мы не испугались, не поленились, а все-таки попробовали познать себя и ощутили свое повреждение и свои болезни? Делать очень логичную вещь, что делают все на свете люди, узнавшие о своем заболевании: лечиться. Принимать лекарства, предлагаемые истинным Врачом. И первое из лекарств - покаяние.

см. Что сделал Христос? Суть жертвы Христовой. >>