Оглашенным
Видео к разделу

крест   logo-textlogo-text  logo-text

Прими крещение.

Что такое крещение? О Спасителе мира, Господе Иисусе Христе. Приготовление к Таинству Крещения. Совершение Таинства. Условия допуска ко крещению. Отказ в допуске ко Крещению.
В разделе об оглашенных ты прочитал много умных и трогательных слов. Ты еще не забыл, почему ты оглашенный?

  • Что такое крещение?

    Крещение есть таинство включения человека в Церковь путем усыновления его силой Христовой Богу Отцу. Таким образом, Крещение есть общее дело Церкви и ее торжество. В древности оно приурочивалось чаще всего к величайшему христианскому празднику святой Пасхи и совершалось торжественно в собрании верующих в храме. Приготовление ко Крещению, научение вере или оглашение, происходило тоже в храме. Оглашение, как заключительный акт приготовления ко Крещению, бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно предшествует Крещению. Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетания Христу и, наконец, исповедание православной веры.
    Христиане по личному духовному опыту знают, какова сила носителя зла - диавола, активно борющегося с добром. Заклинание сатаны по слову Господню: “Именем Моим будут изгонять бесов” (Мк. 16, 17) открывает крещаемому возможность вступить в брань с удаленным из него врагом, а последующее отречение от сатаны есть вызов, бросаемый ему. С этого момента крещаемый становится уже воином Христовым и до самой смерти будет вести борьбу с духом зла, который, в свою очередь, не забудет брошенного ему вызова и будет жестоко бороться с христианином до последнего его вздоха. Эту борьбу вел Богочеловек Иисус Христос и она увенчалась Его полной победой. Поэтому, имея помощником Самого Господа Победителя, христианин никогда не должен унывать в своей духовной борьбе.
    Самое таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и последующего самого главного священнодействия - троекратного погружения крещаемого в воду. Сойдя во Иордан, Господь Иисус Христос освятил воды и с ними все стихии и всю материю мира. С этого события вся природа стала вновь способной получать благодатные дары и быть в некоторой мере хранилищем благодати. В этом - основание для освящения воды и других стихий и предметов. Вода была издревле символом очищения, а погружение в нее - символом покаяния. Наряду с этим, как необходимая для жизни, была она и символом жизни. Избрав воду для совершения таинства Крещения, Господь придает символам, с нею связанным, действенную силу.

    В случае крайней (смертной) нужды Крещение может совершить путем простого погружения в воду (или даже путем кропления), при произнесении крещальных слов, каждый православный христианин, в силу принадлежности его к “царственному священству”, то есть к Церкви. Святая Церковь знает также Крещение кровью, когда не успевший креститься человек запечатлевает свою верность Христу мученическою смертью.

  • О Спасителе мира, Господе Иисусе Христе.

    см. Что сделал Христос? Суть жертвы Христовой >>

    Пришедший на землю Сын Божий, Господь Иисус Христос, есть Спаситель человечества. По воле Бога Отца и из сострадания к нам, грешным людям, Он пришел в мир и стал человеком.  Христос принес Себя однажды в жертву Богу на Голгофе, и через участие с верой в таинстве Крещения, человечеству дана возможность приобщиться спасительной силе этой великой жертвы и одержать полную победу над грехом, дьяволом и смертью, так как Господь Своею жертвенною любовью победил всякое зло. Победа Господа запечатлена Его светлым Воскресением. По словам святителя Кирилла Иерусалимского, купель Крещения “становится для крещаемого ...гробом и матерью”. Гробом потому, что войдя в купель, человек в подобии соединяется со смертью Христовой; матерью - потому, что через крещальную смерть совершается его новое рождение.  Верующие во Христа в таинстве Крещения действием благодати Божией  “ во Христа облекаются “. В этом залог нашего спасения и будущего воскресения.
    Своим словом и примером Он учил людей, как надо верить и жить, чтобы стать праведным и быть достойным звания детей Божиих, стать участником Его бессмертной и блаженной жизни. Чтобы очистить наши грехи и победить смерть, Он умер на кресте за грехи всех нас и воскрес в третий день. Теперь, как Богочеловек, Он пребывает на небе со Своим Отцом. Иисус Христос является главой основанного Им Царства Божия, называемого на земле Церковью, в которой верующие спасаются, руководимые и укрепляемые Духом Святым. Перед концом мира Иисус Христос снова придет на землю, чтобы судить живых и мертвых. После этого наступит Его Царство Славы, рай, в котором спасенные будут вечно радоваться.
    К величайшему событию в жизни человечества - пришествию на землю Сына Божия - Господь подготовлял людей в течение тысячелетий. Из среды избранного народа Бог выдвигал пророков, которые предсказывали пришествие Спасителя мира - Мессии и этим закладывали фундамент веры в Него. Кроме того, Бог в течение многих поколений, начиная от Ноя, потом - Авраама, Давида и других праведников, предочищал тот телесный сосуд, от которого Мессия должен был принять плоть. Так, наконец, родилась Дева Мария, Которая явилась достойной стать Матерью Иисуса Христа. Мария была сиротой и Ее опекал дальний родственник, престарелый Иосиф, живший в Назарете, одном из небольших городов в северной части Святой Земли. Архангел Гавриил, явившись, возвестил Деве Марии о том, что Она избрана Богом стать Матерью Его Сына. Когда Дева Мария смиренно согласилась, Дух Святой сошел на Нее и Она зачала Сына Божия. Последовавшее затем рождение Иисуса Христа произошло в небольшом иудейском городке Вифлееме, в котором раньше родился царь Давид, предок Христа по плоти. Время рождения Иисуса Христа историки относят к 749-754 годам от основания Рима. Принятое летоисчисление “от Рождества Христова” начинается с 754 г.
    Жизнь, чудеса и беседы Господа Иисуса Христа описаны в четырех книгах, именуемых Евангелиями. Первые три Евангелиста - Матфей, Марк и Лука - описывают события Его жизни, происходившие, главным образом, в Галилее - северной части Святой Земли. Евангелист же Иоанн дополняет их повествования, описывая события и беседы Христа, происходившие преимущественно в Иерусалиме. О жизни Иисуса Христа до тридцатилетнего возраста почти ничего неизвестно. На тридцатом году жизни Иисус Христос принял от Иоанна Предтечи крещение в реке Иордане. Общественное служение Иисус начал в Галилее избранием двенадцати апостолов. Апостолы были посланы Христом проповедовать приближение Царства Божия. Сам Он тоже путешествовал по Святой Земле, проповедуя, собирая учеников и распространяя учение о Царстве Божием. 

    Иисус Христос явил Свое Божественное достоинство множеством чудес и пророчеств. Природа безусловно повиновалась Ему. Так, например, по Его слову буря сразу же укротилась; Он мог ходить по воде как по суше. Умножив пять хлебов и несколько рыб, Он накормил многотысячную толпу; при необходимости претворил воду в вино. Спаситель воскрешал мертвых, изгонял бесов и исцелял бесчисленное множество больных. При этом Иисус Христос всячески избегал человеческой славы. Для своей надобности Иисус Христос никогда не прибегал к Своей всемогущей силе. Все Его чудеса проникнуты глубоким состраданием к людям. Величайшим чудом Спасителя было Его собственное Воскресение из мертвых. Этим Воскресением Он победил власть смерти над людьми и положил начало нашему воскресению из мертвых, которое произойдет при конце мира.

    см. Что сделал Христос? Суть жертвы Христовой >>

  • Приготовление к Таинству Крещения.

    Таинство Крещения может быть совершено только один раз над одним человеком. Это принципиально и  догматически важно. Если у  человека есть сомнения относительно того, был ли он крещен ранее, об этом необходимо сообщить священнику. Крещение в таком случае  может быть совершено по специальной формуле, решение о чем принимает священник. Для принятия Крещения от крещаемого взрослого требуется вера и знание основ христианского вероучения, прежде всего Символа веры, который при Крещении должен читаться самим крещаемым. Для взрослых перед Крещением проводятся собеседования – огласительные беседы. В крещении детей обязательно участвуют крестные, т.к. ребенок, а особенно младенец, не может сознательно участвовать в таинстве Крещения. Крестные - восприемники становятся поручителями за своего крестника  в том, что воспитают его православным христианином. Крестным может стать совершеннолетний крещеный православный христианин. Крестный должен знать Символ веры,  основные православные молитвы (Отче наш, Богородице Дево, радуйся). По традиции крестных двое – крестный отец и крестная мать. Но строго необходим только один, того же пола, что и крещаемый. Восприемниками не могут быть родители крещаемого. Церковные правила не допускают брака между крестным и крестником, а также между крестным и одним из овдовевших родителей крестника. Крещение младенца совершается обычно на сороковой день после рождения, однако может быть совершено и ранее, если есть угроза жизни ребенка (в таком случае священника приглашают домой или в стационар, где находится ребенок). При совершении крещения младенца священником  читаются специальные молитвы над матерью ребенка. Во время совершения таинства Крещения взрослые крещаемые, а также родители и крестные детей, должны внимательно и благоговейно выполнять все указания священника. Необходимо заранее приготовить крестильную рубашку и крестик. Для взрослых это может быть любая светлая, желательно белая сорочка без рисунка (для женщин – ночная рубашка). Для  грудных детей - распашонка, хотя сейчас выпускаются и специальные крестильные рубашки, не помешает и дополнительная пеленка. Если  крестик приобретен не в церкви, нужно попросить священника освятить его. Кроме того, для Крещения понадобится полотенце. Взрослым надо взять с собой шлепанцы и простыню (достаточную, чтобы человек мог обернуться ей). В некоторых храмах новокрещенных сразу приобщают святых Христовых Таин, в таком случае взрослые крестники должны придти в храм натощак. Если причащение совершается отдельно, то священник скажет Вам, как надо подготовиться к этому таинству.

    Помните, что фото и видеосъемка в храме совершается только с благословения и благоговейно, дабы не мешать совершению таинства и другим молящимся, поэтому, если Вы желаете запечатлеть совершение чинопоследования таинства при помощи фотоаппарата или видеокамеры, перед Крещением спросите разрешение и возьмите благословение у священника.

  • Совершение Таинства Крещения.

    Крещение обычно совершается по субботам и воскресеньям по окончании Божественной литургии (или в другие дни и время по договоренности со священником).
    Крещаемые должны придти в храм заранее, минимум за полчаса, чтобы надлежащим образом оформить требу за свечным ящиком (если оформление не производилось заранее) и приготовиться к совершению Таинства (или приготовить детей, если крестятся младенцы). В случае опоздания Крещение может быть перенесено на другой день.
    Взрослым крещаемым хорошо предварительно пройти огласительные беседы со священником. В ряде храмов это является обязательным условием. Дни и время оглашений необходимо узнать у настоятеля. Запись на беседы обычно осуществляется за свечным ящиком (при крещении детей беседы проходят родители).
  • Условия допуска ко Крещению.

    К Крещению может быть допущен всякий, но при необходимом условии, что принимающий Крещение свободно и сознательно принимает Православную веру, то есть он готов исповедать пред людьми свою веру в Личного Живого Бога — Творца мира и Небесного Отца, и в Сына Божьего Иисуса Христа как Спасителя своего, всех людей и мира. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» – сказал Господь Иисус Христос и заповедал Апостолам сперва научить, а потом крестить (Мк.  16: 16; Мф. 28: 19).
  • Отказ в допуске ко Крещению.

    «Что препятствует мне креститься?» (Деян. 8: 36)

    Свидетельство об отсутствии препятствий.

    Прием в Церковь должен совершаться лишь после свидетельства, что к нему не существует препятствий. Церковь с древности тщательно исследовала причины, которые побуждали человека просить о приеме в Церковь. Запрещено было допускать к крещению тех, кого побуждала к его принятию нужда или выгода, кто не хотел оставить образ жизни или занятий, несвойственных христианину, вообще всех тех, кого можно было подозревать в притворном обращении к христианству.

    Препятствия к принятию Крещения.

    Отсутствие желания приобщаться к жизни и учению Церкви.

    Оглашенные обязаны не только выражать стремление к постижению веры Церкви, но и давать в этом отчет епископу или пресвитеру (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора). Участие в беседах об основах православной веры является признаком сознательного стремления катехумена приобщиться к духовной жизни и выражением послушания Церкви. Необоснованный отказ от оглашения является препятствием к принятию Крещения.

    Убеждения крещаемого несовместимы с основными христианскими догматами.

    Если готовящийся к Крещению человек сознательно держится за нецерковные мифологемы, не признает хотя бы одного из догматов Символа веры, такой человек не может быть крещен: «Кои не имеют истинной и священной веры, и тако приступают к крещению, (таких Бог) не приемлет. Таков был Симон, который хотя и крещен, но благодати не удостоился, когда… совершенства веры не имел».

    Крещение совершается согласно личному и свободному желанию крещаемого. Без свободного решения невозможно быть допущенным к Крещению, равно как невозможно само Таинство Крещения. Величайшая неправда заключается в том, чтобы допускать к приему в Церковь того, кто не верует или недостаточно верует, в расчете, что вера и искреннее расположение явятся впоследствии. Это – грех против Духа Святого, против Церкви и против того, кого не готов к Крещению.
    Согласно 7-муправилу III Вселенского Собора мерой веры является Никео-Цареградский Символ веры: «Святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнуть слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, если суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира; если же миряне: да будут преданы анафеме».

    Если и по принятии Крещения христианин будет  разделять учения несовместимых с христианством сект и движений (язычество, гностические культы, астрология, теософские и спиритические общества, реформированные восточные религии, оккультизм, колдовство и т.п.), а тем более способствовать их распространению, то тем самым он отлучит себя от Православной Церкви.

    Отсутствие желания участвовать в церковной жизни.

    Крещение – это Таинство, то есть особое действие Бога, в котором при ответном желании самого человека он умирает для греховной и страстной жизни, совлекается с нее и рождается в новую жизнь – жизнь во Христе Иисусе. Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно – благодатный залог дальнейшего следования за Христом.
    Человек, знающий, что после крещения будет иметь малое отношение к Церкви, и крестящийся «на всякий случай», не может быть допущен к Крещению.

    Нежелание оставить греховные привычки.

    Крещение очерчивает границу, которая отделяет ветхого человека от нового, рожденного в Церкви. Покаяние как условие приема в Церковь проявляется не только в осознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни, «чтобы порядок прежней жизни был пресечен» (свт. Василий Великий).
    Было бы неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями: «Купель дает отпущение грехов соделанных, а не содеваемых (не тех, которые еще господствуют в душе)».
    Если у крещаемого нет намерения жить по-христиански, то есть понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия – «вода остается водою» (свт. Григорий Нисский), так как Дух Святой не спасает, если нет к этому произволения человека.
    Блаж.Августин написал целый труд «О вере и делах», в котором осуждается практика крещения отказывающихся жить по христианским заповедям: «Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе, даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха… С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения».

    Пребывание в деятельности, не совместимой с христианством.

    К занятиям, от которых катехумен должен отказаться, чтобы быть допущенным в число членов Церкви, прежде всего, относятся те, которые несовместимы с достоинством христианина:

    • работа, связанная с совершением абортов;
    • проституция, содержание публичных домов;
    • блудное сожительство (без регистрации брака);
    • гомосексуальные связи;
    • работа, связанная с развратными и/или развращающими действиями (стриптиз и т.п.);
    • все формы оккультизма: ношение амулетов, колдовство, обращение за помощью к гадалкам, целителям, экстрасенсам и астрологам, вера в реинкарнацию (переселение душ), карму и приметы.

    Перед принятием Крещения катехумен обязан принести покаяние в преступлении Закона Божия и выразить желание бороться со своими страстями: «Ко крещению же надобно приступать, отказавшись наперед от своих грехов и осудив их». «Кто не исправил своих нравственных недостатков и не приготовил себя к добродетелям, тот пусть не крестится. Ибо эта купель может отпустить прежние грехи; но не мал страх и значительна опасность, как бы нам снова не возвратиться к ним, и лекарство не стало для нас язвою. Ведь чем больше благодать, тем строже будет наказание для тех, кто впоследствии согрешает».

    Если человек приносит покаяние и желает изменить образ своей жизни, то никакая степень его прежнего нравственного падения не является  препятствием к принятию им Крещения: «Нет такого греха, который мог бы превзойти щедрость Владыки. Но даже если кто блудник, прелюбодей, рукоблудник, мужеложник, развратник, грабитель, корыстолюбец, пьяница, идолослужитель, столько велика сила дара и человеколюбие Владыки, что Он стирает все это и показавшего всего лишь добрые намерения делает светлее самих солнечных лучей» (свт. Иоанн Златоуст).

    Неверные мотивы.

    В некоторых случаях Крещение воспринимается как магический обряд, т.е. как приносящее «пользу» само по себе – без внутреннего перерождения человека.

    Иногда человек крестится потому, что так захотели его родственники, ради хорошего самочувствия или вступления в брак. Несомненно, что Господь ограждает крещенного человека от различных бед, но это является скорее следствием веры и Крещения, нежели его целью. Подобные мотивы показывают не столько твердое намерение стать христианином, сколько поиск способа облегчить жизнь.
    Неверным мотивом относится и желание креститься, чтобы быть «как все», когда крещение воспринимается лишь как знак принадлежности к русскому или иному другому этносу.

    Человек, стремящийся к Крещению с неверными мотивами, возьмет на себя обязательства, которые не думает исполнять, но за которые придется отвечать. Подобных людей необходимо предостеречь  от такого рода действий, ведь притворное Крещение вряд ли приблизит их к Богу: «твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении, неверным же и зловерным – и по крещении не дается» (преп. Марк Подвижник).
    Поэтому без покаяния, а лишь с благодушным порывом «к чему-то возвышенному, небесному и прекрасному» креститься нельзя: «Смотри, не приходи к крещающим (к священникам), как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины… ибо Дух Святый испытывает душу, и не пометает бисер пред свиньями, если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить» (свт. Кирилл Иерусалимский).

    Особые случаи.

    Крещение тяжелобольных.

    Лиц,  болезнь  которых представляет  опасность  для  их жизни,  разрешается  крестить немедленно (без  оглашения), но с увещеванием продолжить изучение христианского учения после своего выздоровления. При  этом  священник должен быть  убежден  в том, что больной находится в  здравом уме и полной памяти.

    Крещение беременных женщин.

    26-е правило Неокесарийского Собора предписывает «имеющую во чреве крестить, если захочет».

    О пребывающих в женской нечистоте.

    Женщины во время женских дней не могут приступать к купели Крещения (кроме исключительных случаев смертельной опасности).

    Лишившиеся рассудка или пребывающие в бессознательном состоянии.

    Крещение может быть совершено над лишившимся рассудка человеком или пребывающим в бессознательном состоянии (например, в коме) лишь в том случае, если такой человек безусловно твердо выражал намерение в ближайшем времени креститься и веровать в Бога так, как в Него верует Православная Церковь. Не полутонами («может быть, крещусь», «хорошо бы креститься…»), а с несомненностью.
    При  крещении  катехуменов в бессознательном состоянии за них поручаются восприемники, принимая на себя за это ответственность и произнося за них обеты и Символ веры.

    Недопустимо совершать Таинство Крещения над человеком, потерявшим рассудок или пребывающем без сознания, который перед этим не выражал твердое желание принять Крещение: «Если даже для составления завещаний по человеческому закону требуется пребывать в полном сознании, так что завещания начинают словами: «Я, при жизни, находясь в полном и здравом уме, делаю распоряжение о своем имуществе», то возможно ли быть посвященным в таинство тому, кто потерял сознание и не может произнести ни слова?… Ведь когда тот, кому предстоит просветиться, уже не узнает ближних, не слышит голоса, не может ответить на те слова, которыми заключается этот блаженный договор с общим всем нам Владыкой, но лежит, ничем не отличаясь от мертвеца, какая польза будет от принятия таинства в таком бесчувственном состоянии?

    Случаи одержимости.

    Бесноватые или одержимые злым духом (и, стало быть, отвращающиеся от святыни и хулящие ее, хотя и бессознательно) не могут быть крещены до момента их выздоровления, исключая ситуацию смертельной опасности.

    Категорически недопустимо крещение умершего человека.

    «Да не подвигнется невежество пресвитеров крестити скончавшихся» (26-е правило Карфагенского Собора).
    Распространяемое в околоцерковной среде «Правило схимонахини Антонии об убиенных (абортированных) младенцах» является надругательством над Таинством Крещения и проявлением откровенного кощунства и оккультизма.

    Крещение лиц, которым по их желанию изменили пол.

    В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится указание на то, как надлежит поступать священнику в подобных случаях: «Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден».